Одна из самых живучих шоферских легенд гласит, что вместо вкладышей в двигателе можно было использовать кожаный ремень. Мол, если мотор «застучал», то можно было вырезать из ремня полоску нужного размера и некоторое время ехать с таким «вкладышем».
В девяностых эта легенда получила развитие – мол, ушлые перекупы на авторынках «толкали» машины у которых вместо вкладышей в двигателе были полоски кожаных ремней. Речь, как правило, шла о продукции Волжского автозавода, и почему-то, старых Опель – Аскона.
Итак, может ли кожаный ремень послужить заменой подшипников скольжения, и если да, то насколько такой замены хватало? Основательно этот вопрос решили выяснить мастера из проекта «Гараж-54».
В качестве объекта эксперимента был выбран двигатель изрядно уставшей ВАЗ-2108. Шатунные вкладыши заменили отрезками кожаного ремня, предварительно пропитанными моторным маслом. Вообще, согласно легенды, его надо было некоторое время варить в этом масле на костре.
После того как все гайки были закручены, оказалось что стартером двигатель провернуть невозможно. С большим трудом его удалось сорвать лишь «с толкача». Через некоторое время ремень видимо притерся, и стартер, хоть и с большим усилием стал проворачивать коленвал.
Двигатель завелся, и на холостых работал неплохо. Но первый же выезд из бокса закончился метров через 150. Мотор отчетливо застучал и начал подклинивать, к тому же полностью пропало давление масла.
Вскрытие агрегата выявило причину стука – открутился болт на одном из шатунов. Видимо при работе ослабла затяжка. На остальных картина была более-менее сносной. Импровизированные вкладыши остались на месте.
Но работать двигатель всё равно уже не мог – кожаные лохмотья, образовавшиеся в процессе притирки, смешались с маслом и забили сетку маслоприемника.
Позже выяснилось, что маслоканал коленвала тоже забит этим жмыхом.
Какой вердикт эксперимента. Любой относительно современный мотор, начиная, наверное, с шестидесятых годов, однозначно не выдержит такой замены и работать не будет. Поэтому машины на авторынках с ремнями вместо вкладышей – миф.
Но вот о более ранних моторах так однозначно сказать нельзя. Дело в том, что там и вкладышей как таковых-то не было. Трущиеся поверхности заливались баббитом, под нужный размер могли подгоняться даже напильником.
Поэтому, теоретически, учитывая те зазоры и низкие обороты, полоска толстой кожи действительно могла служить некоторое время в роли вкладыша.
К тому же, с тех пор много раз менялись способы дубления кожи. Если взять те же два солдатских ремня, 1950-х годов и современный - это будут совсем разные по качеству изделия. Возможно, старый бы протянул и час, а новый рассыпался в труху за 5 минут.
Думаю, интересно было бы попробовать на древнем моторе, типа Москвича – 401, уходящего корнями в 1930-е годы, заменить вкладыши на кожаные вставки из ремня тех же годов, и посмотреть, сколько он проедет. Видео эксперимента здесь
Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал и порекомендовать его друзьям.
Фото и иллюстрации взяты из общедоступных источников и принадлежат их авторам.