Логотип - стильный графический образ, максимально и универсально абстрагированный до символа и адаптированный к среде применения согласно "принципам разумного проектирования".
Поясню, что "принцип разумного проектирования" логотипа - это:
1. Проектирование формы по модульной сетке.
2. Выбор формы, которая не "смажется" при масштабировании.
3. Правильный выбор цветовой гаммы.
4. Создание черно-белого варианта и обратного изображения и еще многое-многое другое, что несомненно знает и умеет применять на практике настоящий профессионал и о чем подробнее пойдет речь ниже.
Откуда есть пошел символ, однако? Ясно, что его не вчера изобрели. Еще на заре зарождения человечества существовали наскальные рисунки-символы, когда художники максимально выразительно передавали сущность изображаемого объекта, используя минимум средств. Были и иероглифы, и фетиши, и тотемы, и пиктография.
Изображение является очень наглядной и емкой формой представления информации. Это связано не только с характером ее восприятия мозгом человека, но и с возможностями его органа зрения. Человек легко оперирует со зрительными образами. Характерно, что в среднем, на цвет приходится около 80% информации, содержащейся в изображении. На качество изображения в значительной степени влияет также характер освещения последнего. Изображение может быть как плоским так и объемным.
Методика проектирования логотипа.
Это - один из множества известных принципов-схем. Который, на мой взгляд, более эффективен.
Необходимая информация о будущем знаке (обсуждается с заказчиком).
1. Описание текущего состояния дел и направлений деятельности организации в будущем.
2. Виды поверхностей, предметов и материалов, на которые будет наноситься знак.
3. Использование товарного знака в различных средствах рекламы и предполагаемое изменение его размеров.
4. Территориальные рамки использования товарного знака.
5. Похожесть проектируемого знака на уже используемые фирмой или родственными организациями.
6. Сроки проектирования и количество представляемых эскизных вариантов знака.
После полученного задания на проектирование начинается этап предпроектного исследования аналогов. Как правило, это сбор информации по теме проекта, по текущему состоянию графической моды. Источниками сведений в первую очередь служат публикации в журналах, книгах, каталогах промышленных фирм и выставок, патентные материалы и, конечно же, повседневная творческая практика. Анализируемый материал графически фиксируется в виде зарисовок, ксерокопий, вырезок.
Употребление в качестве мотива в проектировании товарного знака известных изображений внушает доверие, легко воспринимается, но, вследствие этого, зачастую не отличается оригинальностью. Напротив, непривычные изображения не нравятся из-за их новизны, воспринимаются с трудом, но зато обладают высокой степенью оригинальности. Определить границы разумного при использовании традиционной или новой формы знака - задача, которую решает дизайнер в меру своих способностей.
Несмотря на все бесчисленное многообразие идей, форм, колеров, композиций и стилей, структура логотипа сводится к трем основным схемам построения:
1. Фирменный шрифт, словесный знак - словесный знак, название фирмы, выполненное специально спроектированным шрифтом или путем адаплации уже существующего шрифта для данной конкретной фирмы-заказчика.
При этом возможно:
Простое (обычное) начертание шрифта. Введение в шрифт, как элемент композиции, элемента знаковости путем художественного изменения/деформирмации части шрифта, одной буквы шрифта или части буквы. Адаптация шрифта до уровня знака.
2. Фирменный знак, графический символ - логотип - символ, специально подобранный и спроектированный для данной фирмы-заказчика с целью добиться уникальности, узнаваемости, привлекательности, запоминаемости. Иногда в качестве знака может выступать фирменный шрифт, художественно измененный до придания графемам черт знаковости.
При этом возможно:
Абстрагируется конкретное изображение объекта/вещи. Модифицируется шрифтовая графема или создается композиция из шрифтов. Применяется композиция шрифт+обьект. Создается ассоциативная абстракция.
3. Фирменный блок, комбинация - совокупность фирменного шрифта и фирменного знака. При этом совсем не обязательно, что знак и шрифт всегда должны использоваться вместе. При проектировании фирменного блока необходимо определить какой из двух компонентов композиции будет доминантой.
При этом возможно:
Использование фирменного блока (композиция частей: логотип + шрифт). Использовать по усмотрению фирменный знак-логотип отдельно от фирменного шрифта и наоборот.
Все логотипы в плане колера нужно проектировать с учетом изменяющейся среды обитания, по этому желательно предусмотреть как полихромный, так и монохромный варианты фирменного знака. Или постараться выбрать максимально универсальный цвет колера.
Человеческая мысль подобна волнению водной поверхности, настолько она переменчива и непостоянна. Но нужно научиться фиксировать состояние своей творческой мысли, чтобы те идеи и образы, постоянно возникающие в нашем воображении, не исчезли бесследно, не растворились, не затерялись, подобно каплям воды в среде себе подобных.
Для этого есть простое решение! Мы фиксируем свои идеи карандашом на бумаге. Или голосом наговариваем в диктофон, чтобы впоследствии так же перенести идею на бумагу, воплотить свои мысли в рисунке и посмотреть, что же из этого выйдет.
Карандаш и бумага у нас есть - хорошо. Многие не согласятся, а почему не воспользоваться сразу компьютером, т.е. теми техническими возможностями, которые он нам предлагает. Дилетант так и поступит. А по моему скромному мнению, ничто не заменит жизненности карандашного наброска, выполненного вручную, когда в эскиз выходит "живым" и каждая линия "дышит".
В знаке оценивается:
1. Содержание знака.
2. Возможность использования в средствах рекламы.
3. Различимость.
4. Стилистические особенности.
5. Убедительность.
6. Надежность (устойчивость).
7. Употребимость (актуальность).
8. Региональные черты.
9. Индивидуальность.