Согласно легенде, здесь - на берегу Катуни, должны были остаться следы сидения и стоп богатыря.
Удивительный скальный выступ венчает правый борт Катунской долины ниже села Еланда, в окрестностях Еландинского моста. В литературе отмечается, что на этом выступе есть антропоморфный лик, устремляющий свой взгляд на запад. Местные жители считают гребень горы, где этот выступ расположен, частью профиля «Дедушкиной головы». Профиль старика действительно есть и виден он хорошо из центра села Еланда. Но если стоять у дороги рядом с Еландинским мостом и осматривать этот скалистый выступ, то там - на выступе есть четкие контуры отпечатка человеческой стопы, правда, очень крупного размера. И стопа, по мнению Согонокова Николая Дмитриевича – нашего информатора, интересного рассказчика, жителя села Чемал, принадлежит легендарному алтайскому богатырю Сартакпаю. Иначе и быть не может, так как местность от Чемала до Куюса и выше по Катуни, так и зовется - «Долина Сартакпая». Здесь есть и «Ворота Сартакпая», и «Стрела Сартакпая», и «Лик Сартакпая», и «Кресло Сартакпая».
Вот только не совсем ясно, каким образом этот отпечаток оказался так высоко.
Легенда рассказывает следующую историю.
«Работу по сооружению моста через Катунь, дабы облегчить путь людям к общению, живущим на разных берегах реки, богатыри – Сартакпай с сыном, начали с исполинской силой. Добрый дух Ульгень помогал им, но с условием, что во время работы, богатыри будут держать себя в чистоте. Огромные камни посыпались с той и другой стороны своевольной реки; осталось оставить не более сажени на середине для арки, под которую было предназначено течь воде, но стало вечереть. Мощные труженики предаются усладительному отдыху. Добрый дух Ульгень охраняет их покой. Пробудившись, Сартакпай, схватив крепкими руками бремя камней, поспешил к трудам своим, но увидел, что много камней из насыпи поглотила могучая Катунью, потому, что сын его не выполнил условия доброго духа – в эту ночь он разделил постель со своей женой Оймок. Сартакпай с негодованием на челе, сел на ближайший камень и грустно смотрел на неоконченное строительство. Следы его сидения и огромных босых ног отпечатались на камнях и с остатками насыпи сохранились доселе выше устья реки Чемал»
Согласно легенде, здесь на берегу Катуни должны были остаться следы сидения и стоп богатыря. Вот что удалось узнать у старожилов.
"В правобережье Катуни, в местности Тельдекпень (сегодня это место находится в непосредственной близости от Ороктойского моста, в низине) находилась скала-камень с отпечатками «сидящего мужчины богатырских размеров». Местные жители это место называли «Трон Сартакпая». Мужчины, усаживаясь на этот «трон», соизмеряли свое и богатырское тело. Очевидцы отмечали точность сходства «отпечатка на камне» и форм человеческого тела"
Трон Сартакпая, просуществовал до строительства современного варианта Ороктойского моста, но был уничтожен. Канул в лету очень интересный, видимо, природный объект в долине Нижней Катуни.
Итак, отпечаток сидения был, отпечаток правой стопы есть. Осталось найти отпечаток левой стопы богатыря Сартакпая.
А теперь, перенесемся в район Тельдекпенских порогов.
По словам очевидцев, здесь находился «Камень Сартакпая». Он был округлой формы и белого цвета (кварц, мрамор). Мужики пробовали поднимать его.
«Если сегодня камень тебе по силе, значит – здоров. Если в этот раз поднять не смог – беде быть» Камень Сартакпая местные жители безвозвратно передали известному археологу.
В урочище Ак-Кая, что располагается в левобережье реки Катунь в районе Тельдекпенских порогов, реку и горы левого борта долины отделяет широкая невысокая терраса, покрытая лугово-степной растительностью. Через это урочище идет от Ороктойского моста дорога, ведущая в село Ороктой и к устью Карбана и далее. Уже с окрестностей моста хорошо виден «Ящер». Посмотрите, именно ящер спускается в долину Катуни и устремляется к реке. Хорошо видна морда чудища, шея, тело. Образ ящера дополняют передние лапы пресмыкающегося. Такие огромные трехпалые лапы, опирающиеся на поверхность террасы. Ящер явно полз к реке издалека. Он устал. Глаза его прикрыты. Рот сомкнут. Отдыхает ящер. Если оказаться в этом месте в начале лета, в период цветения травостоя, то складывается впечатление, что ящер уснул, так и не дойдя до цели, под одурманивающим действием катунского разнотравья. Спит ящер или пока спит, одним духам известно.
Есть в Долине Сартакпая еще много чего интересного и примечательного. За южной окраиной Чемала, справа в узком месте дороги можно увидеть каменный силуэт собаки. Собачий профиль в очертании скалы я заметила давно, да и каждый его увидит, надо только захотеть погрузиться в сказку. Каменный пес поднял голову и, прижав уши, смотрит вверх. Он находится в позе прыжка, или, наоборот, сидит в засаде. Если присмотреться, то в этом нехитром сочетании скальных неровностей и выступов можно увидеть и морду медведя с раскрытой пастью. Эдакий агрессивный медведь, или, нет: он вполне милый, только есть приготовился такого же каменного горе-обитателя с обезьяньим профилем.
На берегу Катуни, там, где заканчивается Турсиб, есть очень красивое место. Напротив него, на левом берегу красуется драконообразный профиль горы Луковка, а справа в дали видна гора Известковая. Здесь река Катунь после небольшой шиверы уходит вправо и, подмывая берег, образует небольшую заводь. В этом месте в Катунь впадала небольшая речка. Сегодня здесь бьет родник. Ранее в осеннее время в этой заводи можно было встретить рыбаков, а сегодня почти все берега Катуни оккупированы базами и кемпингами: повсеместно путь к берегу реки перекрывают заборы и шлагбаумы. Так вот, берег реки ниже заводи образуют невысокие скалы. Одна из них имеет причудливую форму, напоминающую голову «бабуси в платке». Особенно четко этот образ виден в пасмурную погоду с рассеянным освещением. Образ «бабуси» в каменной глыбе прекрасно подчеркивается скальным выступом схожим с носом. Эта «бабка», словно, «мачеха» из сказки «Морозко», как бы вглядывается в речную даль, словно ждет чего-то или кого-то. Или не ждет вовсе. И не всматривается, а вслушивается. В песню реки вслушивается. Заворожила ее Катунь историей своей. И «Бабкой» то она не была вовсе. Просто долго слушала, состарилась, окаменела и в землю (то есть в песок) ушла. Скоро совсем исчезнет. А, вот успеет ли до конца дослушать, одним духам этих мест и известно… Длинна песнь Катуни.
Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина, фото автора