Explore 10 key facts about one of the most gruesome episodes from the era of westward expansion.
Доннерская партия начала свое путешествие опасно поздно в пионерском сезоне.
Путешествие по Калифорнийскому маршруту шло по плотному графику. Эмигрантам нужно было отправиться на запад достаточно поздно весной, чтобы там была доступна трава для их вьючных животных, но и достаточно рано, чтобы они могли пересечь вероломные западные перевалы до зимы. Обычно сладким местом для отъезда было время от середины до конца апреля, но по неизвестным причинам ядро того, что стало партией Доннера, не покидало своей точки прыжка в Independence, штат Миссури, до 12 мая. Они были последним крупным пионерским поездом 1846 года, и их поздний старт оставил им очень мало шансов на ошибку. "Я начинаю чувствовать тревогу от опоздания наших движений, - писал один из эмигрантов, - и боюсь, что зима найдет нас в заснеженных горах Калифорнии".
Они отстали от графика после непроверенного короткого пути.
Достигнув Вайоминга, большинство калифорнийских пионеров пошли по маршруту, который пролетел на север через Айдахо, прежде чем повернуть на юг и пересечь Неваду. Однако в 1846 году недобросовестный автор путеводителя по имени Лэнсфорд Хастингс продвигался по более прямолинейному и якобы быстрому пути, который пролегал через горы Васач и пустыню Солт-Лейк-Сити. Была только одна проблема: никто никогда не путешествовал по этому "отрезку Гастингса" с повозками, даже сам Гастингс. Несмотря на очевидный риск - и вопреки предупреждениям опытного горного человека Джеймса Клаймана - 20 фургонов Доннерской партии решили оторваться от привычного маршрута и поиграть на задней дороге Гастингса. Это решение оказалось катастрофическим. Эмигранты были вынуждены сами проложить большую часть маршрута, вырубив деревья, и чуть не умерли от жажды во время пятидневного перехода через соляную пустыню. Вместо того, чтобы сэкономить им время, "короткий путь" Хастинга в итоге прибавил почти месяц пути Доннеру.
Эмигранты проиграли гонку против погоды всего на несколько дней.
Несмотря на неудачу Гастингса, большая часть Доннерской партии все же сумела добраться до склонов Сьерра-Невады к началу ноября 1846 года. В их походе осталось всего несколько сотен миль, но прежде чем пионеры смогли проехать на своих повозках через горы, ранняя метель накрыла Сьерра-Неваду несколькими футами снега. Горные перевалы, по которым можно было передвигаться всего за день до этого, вскоре превратились в ледяные дорожные заграждения, заставив Доннеру отступить к близлежащему озеру Тракки и переждать зиму в ветхих палатках и домиках. Большая часть запасов и поголовья скота группы уже были потеряны на тропе, и вскоре первые поселенцы начали погибать от голода.
Большинство эмигрантов Доннерской партии были детьми.
Как и большинство пионерских поездов, Доннерская партия в основном состояла из семейных вагонов, набитых маленькими детьми и подростками. Из 81 человека, попавшего в затруднительное положение на озере Трукки, более половины были моложе 18 лет, а шестеро - младенцами. Дети также составляли подавляющее большинство оставшихся в живых членов партии Доннера. Одна из них, годичная Изабелла Брин, проживет до 1935 года.
Несколько пионеров умудрились добраться до безопасного места.
16 декабря 1846 года, более чем через месяц после того, как им выпал снег, 15 сильнейших членов Доннерской партии закрепились на самодельных снегоступах и попытались выйти из гор, чтобы найти помощь. После нескольких дней блужданий по замерзшему пейзажу они остались голодными и оказались на грани краха. Походчики смирились с каннибализмом и подумывали о том, чтобы поднять жребий на человеческую жертву или даже устроить поединок на двоих. Однако вскоре несколько членов партии умерли естественной смертью, поэтому оставшиеся в живых жарились и потребляли свои трупы. Ужасное мясо давало им необходимую энергию, и после месяца ходьбы семь из первоначальных 15 человек добрались до ранчо в Калифорнии и помогли организовать спасательные работы. Историки позже называли их отчаянный поход "Безнадёжной Надеждой".
Член партии Доннера убил двух человек для использования в качестве пищи.
Во время экспедиции "Безнадёжная надежда" в походах участвовала пара индейцев по имени Сальвадор и Луис, которые присоединились к доннерским эмигрантам незадолго до того, как они попали в снежную завару. Коренные жители отказались заниматься каннибализмом, и позже Сальвадор и Луис сбежали из страха, что их могут убить, как только у остальных закончится мясо. Действительно, когда спустя несколько дней дуэт был найден измотанным и лежащим в снегу, член походной партии по имени Уильям Фостер выстрелил им обоим в голову. Затем индейцы были зарезаны и съедены туристами. Это был единственный раз за всю зиму, когда людей убивали для использования в качестве пищи.
Не все эмигранты занимались каннибализмом.
По мере того, как их запасы сокращались, доннерские эмигранты, застрявшие на озере Трукки, прибегали к все более гротескной еде. Они убивали своих вьючных животных, готовили собак, грызли остатки костей и даже варили животное, скрывающее крыши своих хижин, в грязную пасту. Несколько человек умерло от недоедания, но остальным удалось выжить на кусочках вареной кожи и коры деревьев, пока в феврале и марте 1847 г. не прибыли спасатели. Однако не все поселенцы были достаточно сильны, чтобы спастись, и оставшиеся были вынуждены каннибализировать замерзшие трупы своих товарищей в ожидании дальнейшей помощи. В общем, примерно половина оставшихся в живых членов Доннерской партии в конце концов прибегла к употреблению в пищу человеческой плоти.
Спасательный процесс занял более двух месяцев.
Из пяти месяцев, проведенных Доннерской партией в горах, почти половина произошла после того, как они уже были обнаружены спасателями. Первые партии спасения добрались до переселенцев в феврале 1846 года, но поскольку вьючные животные не могли передвигаться по глубоким сугробам, они привозили только еду и припасы, которые могли унести с собой. К тому времени многие эмигранты были слишком слабы, чтобы путешествовать, и несколько из них погибли, пытаясь выбраться из гор. Четырем группам помощи и более чем двум с половиной месяцам в конце концов потребовалось, чтобы вернуть в цивилизацию всех оставшихся в живых членов Доннерской партии. Последним, кого удалось спасти, был Льюис Кесеберг, прусский пионер, найденный в апреле 1847 года, предположительно наполовину обезумевший и окруженный каннибалистическими телами своих бывших товарищей. Позже Кесеберг был обвинен в убийстве других эмигрантов для использования в качестве пищи, но обвинения так и не были доказаны.
Один спасатель в одиночку вывел девять выживших из гор.
Пожалуй, самым известным из спасателей Доннерской партии был Джон Старк, дородный калифорнийский переселенец, принявший участие в третьей акции по оказанию помощи. В начале марта 1847 года он вместе с двумя другими спасателями наткнулся на 11 эмигрантов, в основном детей, которые были оставлены в горах более ранней группой рельефа. Два других спасателя схватили по одному ребенку и начали спускать его копытами вниз по склону, но Старк не хотел никого оставлять позади. Вместо этого он сплотил уставших взрослых, собрал остальных детей и стал вести группу в одиночку. Большинство детей были слишком слабы, чтобы ходить, поэтому Старк взял с собой двоих на несколько ярдов, а затем посадил их в снег и вернулся за другими. Он продолжал изнурительный процесс весь путь вниз с горы, и в конце концов привело все девять его подопечных в безопасное место. Говоря об инциденте спустя годы, один из выживших приписывал ее спасение "никому, кроме Бога и Старка и Девы Марии".
Только две семьи справились с этим испытанием нетронутыми.
Из 81 пионера, которые начали ужасную зиму Доннера в Сьерра-Неваде, только 45 смогли выйти живыми. Это испытание оказалось особенно дорогостоящим для 15 сольных путешественников группы, все они, кроме двух, погибли, но это также нанесло трагический урон их семьям. Джордж и Джейкоб Доннеры, обе их жены и четверо их детей погибли. Тем временем пионер Уильям Эдди потерял жену и двоих детей. Около дюжины семей составили вагонный поезд Доннера, но только двое - Ридс и Бринс - смогли прибыть в Калифорнию, не понеся ни одной смерти.
Читайте так же свежую редкую статью - Шокирующее освобождение Освенцима: Советы "Ничего не знали", как они приближались.
=