«Поход – это здорово, вот если бы рюкзак сам себя нёс!» – распространенное мнение, не так ли? Я отчасти с ним согласен. Если идешь на несколько дней, полтора-два десятка кило груза за плечами мешают рассмотреть окружающие красоты.
«Байдарка – это очень круто, рюкзак нести не нужно!» – фраза отлично срабатывает, если нужно заманить в поход новичка, ни разу толком не сидевшего на веслах. По крайней мере, я на это сразу купился. Правда, был легкий скептический настрой: байкальские берега я неоднократно наблюдал как пеший турист и пассажир катера, ну чего там можно увидеть нового?.. Однако, в процессе путешествия выявились и другие неоспоримые преимущества байдарки:
- Байдарка идет бесшумно. Нерпы, утки и прочие обитатели буквально принимают тебя за своего!
- Неспешное передвижение позволяет рассмотреть детали, которые на катере пролетаешь мимоходом
- Можно взять хоть полцентнера груза
Итак, предлагаю нескучно пробежать по ключевым пунктам байдарочного байкальского путешествия!
Выбор маршрута
Байкал суров и капризен, при желании может сдуть ваше суденышко куда ему вздумается. На местном туристическом форуме Ангара.нет публиковался отзыв байдарочника, который впервые сел на весла и сразу взял весьма круто: вознамерился обойти остров Ольхон. Ужасы, которые он пережил за неделю одиночного плавания, можно положить в основу триллера: это и ночевка на узкой полосе суши под камнепадом, и жестокая борьба с порывистым ветром, и выбрасывание лодки на скалы и прочее, и прочее...
Для первичной обкатки весельного новичка (меня) был выбран маршрут относительно простой и живописный. Втроем на двух байдарках мы задумали в «матрасном» темпе пройти от Порта Байкал, что рядом с Листвянкой, до поселка Култук: 80 километров, 4 дня и 3 ночи. Начало июня на Байкале – время почти полного штиля и кристально прозрачного воздуха. К тому же, тут есть, что посмотреть: Кругобайкальская железная дорога просто нашпигована архитектурными достопримечательностями, построенными русскими мастерами под началом итальянских архитекторов сто лет назад.
Транспорт
Байдарки были выбраны каркасно-надувные, разборные. Инструктор шел на одиночке "Варзуга-1", еще два путешественника плюс нехитрая поклажа - на тройке "Варзуга-3". Лодки снабжены рулем, что делает их очень маневренными, а скорость хода 4–7 км/ч, если не торопиться. Единственное, к чему эти байдарки чувствительны - острые камни, которыми можно повредить дно.
В разобранном виде тройка выглядит как рюкзак весом 32 кг и размером 1,2 м х 0,4 м 0,2 м: вполне подъемно и транспортабельно, даже лямки для переноса есть:
Норматив неполной сборки-разборки байдарки на время мы не сдавали, поэтому собрали вдумчиво и неторопясь.
За час-полтора конструкция приобретает почти законченный вид. Вот здесь, например, осталось только закрепить верхнюю часть и руль с цепным приводом на ноги заднего гребца.
Минус байдарки - ее метеочувствительность: если с вершин прибрежного Приморского хребта хлынет холодный арктический воздух, то придется немного "покуковать" на берегу: легкое суденышко никак не сможет бороться с сильными порывами. Зато тест волнением мы выдержали достойно: не очень сильный ветер с восточного берега поднял очень "длинную" и пологую волну, то неспешно подымающую лодку, то опускающую. Ощущения были почти как на аттракционе! А вот высокую острую волну от скоростных катеров лучше принимать "в нос": удар в борт может перевернуть.
Еще одна интересная деталь - осознавать, что тебя от 200, 300 метров байкальской бездны отделяет только тонкое резиновое дно, через которое ощущается водная зыбь. Да, судя по карте глубин, у берега тоща воды только 20-30 метров. Но если отойти чуть дальше - бездна становится все более впечатляющей...
Ни души, только нерпы...
Самый неоспоримый плюс байдарки - ее бесшумный ход. Любой катер неминуемо поднимает волну и шум, от которого прячется все живое. Байдарка, кроме легкого плеска весел и восхищенных ругательств гребцов, зазевавшихся на очередные красивых скалы, не издает ни звука. Каждые 30-40 минут мы наблюдали удивительное зрелище: в радиусе 100-150 метров от байдарки из бездонной глубины поднималась черная голова с огромными, в половину усатой морды глазами: нерпа! Дикий тюлень крутил головой, крутился на поверхности воды в лучах солнца и только потом замечал притаившихся нас. Следовал взаимный визуальный контакт и опомнившийся зверь снова уходил в бездонную глубь.
Очень скрасили путешествие дикие водоплавающие птицы - гуси и утки. Их птенцы, еще не умевшие летать, уже вовсю плавали. Мамаша, пасущая свой выводок на воде, и рада бы поскорей подняться на крыло и улететь от нас, но родительский долг не позволяет покинуть молодь! Наблюдать такую картину вживую - доступно ли это при путешествии на ревущем техническом средстве? Добавьте сюда, что первые два дня мы вообще не видели людей, вокруг - только дикие звери и птицы!
Музей на воде
Кругобайкальская железная дорога была построена в начале 20 века. Ее 38 тоннелей, подпорные и итальянские стенки, арки, колоннады я многократно наблюдал с берега. Но с воды это зрелище невыразимо живописнее! Тем более, если можно подойти поближе и неторопясь рассмотреть все в деталях, до ближайших мелочей... Есть вариант ехать на туристическом поезде, но только, кроме Вас, он везет еще полтысячи веселых жизнерадостных граждан нашей и других стран. Уединенного контакта с природой ждать не стоит.
Через 4 дня мы вернулись с таким зарядом энергии, будто отдыхали месяц. Этот удивительный эффект байкальского отдыха я наблюдал и ранее, сработал он и в этот раз.
Путешествие по Байкалу на байдарке стало для меня открытием. Да, на маленькой лодке нет кают-компании, уютного дивана, бара с напитками и, наконец, гальюна. Зато тебя сопровождают нерпы и дикие гусята, до чудес архитектуры можно дотронуться рукой, а "бегучий" ритм повседневной городской жизни понемногу падает и уравнивается с ритмичным плеском весел о воду...