«Колдун Нагаш»: о всё видавшем
"А человек — сочтены его годы,
Что б он ни делал, — все ветер!
Ты и сейчас боишься смерти,
Где ж она, сила твоей отваги?" (с) Эпос о Гильгамеше
Герой книги Майка Ли - бог мёртвых фэнтезийного Вархаммера эры Зигмара в начале своем пути к мрачной божественности.
Царь-жрец, ищущий бессмертие - сюжет одного из самых древних преданий, дошедших до нас. В незапамятные времена царь-жрец Урука оставляет свой процветающий город и отправляется на поиски бессмертия, которое есть только у богов. Но смерть всё-таки одолевает его, он умирает и становится одним из богов подземного мира.
Через античные записи и опосредованно библейские сюжеты шумерские и аккадские предания попадают и в Европу. Когда в 19 веке находят оригинал, его первым переводят на английский язык, поэтому от англоязычного автора эти мотивы вполне ожидаемы.
Начинается книга с пролога-колоритного эпизода подготовки к сражению с уже могущественным Нагашем царя Акмен-хотепа с множеством отсылок и к историческим прототипам - Египту и Междуречью, и к ближневосточным мотивам романтизма. Дальше сюжет переключается на прошлое, и мы видим молодого Нагаша, верховного жреца и царевича без прав на трон. У гроба отца он вспоминает свои подвиги и спрашивает слугу, почему он, первенец царя, по обычаю не может стать царем, а трон достанется брату.
Неехара, как и неолитическая цивилизация Плодородного Полумесяца, ее реальный прототип - старейшая цивилизация этого мира. Боги даровали ей процветание в обмен на служение, и Нагаш в поисках власти собирается бросить им вызов.
Мотивы книги стары как сам мир - брат идёт на брата ради власти, царь-жрец платит высокую цену за могущество и остаётся властителем мертвецов, когда на него обрушивается проклятие. Как мертвый город фараона Озимандии у Шелли, владения Нагаша становится символом всепобеждающей смерти - но Нагаш способен заставить эту силу служить своим целям.
Книга - прекрасный пример именно темного фэнтези с кровавыми жертвами, многочисленными смертями, восставшими мертвецами и антигероем на грани злодея в главной роли. Одновременно очень классическая и довольно необычная эстетика некромантии - не традиционные фэнтезийные "европейские" маги, вампиры и рыцари смерти, а египетские и аккадские культы богов смерти. Там, где открыли земледелие, возникло и представление о цикличности смерти и воскресения, которое оттуда и пришло в нашу культуру.
Очень запоминаются красочные описания эстетики и быта Неехары и окружающих мест в духе классической афразийской романтики от "Саламбо" Флобера до кинопеплумов. Любителям боёвки понравятся многочисленные сражения, любителям прописанных героев - психологически достоверно прописанная линия возвышения и отчуждения Нагаша.
Не рекомендую книгу разве что тем, кому не нравится сама тема некромантии, и тем, кому хочется более "светлой" героики. Если вам не нравится афразийская эстетика сама по себе - тоже стоит подумать.
В целом - прекрасная книга для осенних холодов и сублимации мортидо в серую депрессивную погоду. Виртуальная поездка в теплые края и стимул поразмышлять о вечном в одном флаконе.
Источник: https://tgmsg.ru/grimbright