Найти тему
Куб Медиа

В Уэльсе запретят шлёпать детей, а в РФ нет закона о домашнем насилии. Почему?

Валлийская ассамблея приняла закон, который запретит родителям применять физическую силу к детям — нельзя давать даже лёгкие шлепки и подзатыльники. Он вступит в силу в 2022 году. На кампанию по повышению осведомлённости населения потратили 2 миллиона фунтов стерлингов — видимо то, что бить детей нельзя, для многих стало новостью.

Первый министр Уэльса Марк Дрейкфорд сказал:

"Я горжусь тем, что Уэльс сделал этот шаг и снова поставил права детей на первое место. Времена изменились, и в современном обществе нет места физическому наказанию детей".

Подобный закон был принят в Великобритании в 2004 году. Правда, тогда родителям не запрещали шлёпать непослушных детей —

Под запрет попали "любые виды наказания, которые вызывают синяки, ссадины, царапины, волдыри или порезы". Нарушение закона каралось 5 годами тюрьмы.

Теперь валлийские дети могут проказничать, сколько захотят — на них можно накричать или поставить в угол, но пальцем не тронь. Сторонники нового закона говорят, что он "остановит матерей и отцов, использующих физическое насилие в качестве наказания". Закон также отменит термин "разумное наказание", который действовал с викторианских времён в Англии и Уэльсе.

Противники утверждают, что этот документ

"Может криминализировать любящих родителей", и что "государство не должно вмешиваться в дела отдельной семьи".

В России многие родители поддержали бы противников валлийского законопроекта. Они убеждены, что применение физической силы в отношении ребёнка (шлепки, подзатыльники, пощёчины) допустимы в "воспитательных целях".

Но такие действия в нашей стране преследуются по закону:

  • В статье 65 Семейного кодекса РФ говорится, что "родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей...Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей";
  • Статья 156 Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за "неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями обязанностей... по воспитанию детей, если это связано с жестоким обращением". Максимальное наказание — лишение свободы на срок до 3-х лет;
  • По статье 116 Уголовного кодекса РФ, "за причинение побоев и иных действий, не повлекших вреда здоровью ребёнка, но причинивших физическую боль", предусмотрено наказание в виде штрафа до 40 000 рублей либо исправительные работы на срок до 6 месяцев.
-2

Однако сложно представить, что после пары шлепков — даже при взрослых свидетелях — российский ребёнок пожалуется на родителей. Так что описанные выше последствия "физического воспитания" существуют только на бумаге или наступают после серьёзного избиения ребёнка. И только если результаты побоев зафиксировали в "скорой" или в больнице. Но в нашей стране подобные инциденты предпочитают не выносить на люди и решать всё "в семейном кругу".

Отчасти поэтому в России всё не могут принять закон о домашнем насилии.

О чём этот закон?

В 2017 году муж Ольги Грачёвой отрубил ей кисти рук, хотя она много раз писала на него заявления в полицию. Но правоохранительные органы ничего не делали — только проводили разъяснительную работу о том, что избивать жену и детей нельзя. После этой трагедии при Совете Федерации создали специальную рабочую группу. Она подготовила проект закона о профилактике домашнего насилия. Разработкой документа занимались в Госдуме и Совете по правам человека при президенте. По данным ВЦИОМ, 70 процентов россиян поддержали принятие этого закона.

В 2019 году текст документа опубликовали. В соответствии с ним, семейно-бытовое насилие определяется как

«Умышленное действие, причиняющее или содержащее угрозу причинения физического или психического страдания, или имущественного вреда, но не содержащее признаки административного правонарушения или уголовного преступления».

Однако данной версией документа многие остались недовольны.

Что не так с этим законом?

  • Закон не будет защищать детей — только тех, кто находится в браке или когда-то в нём состоял, но продолжает жить вместе с бывшим супругом. Те, кто не находится или не был в официальном браке, остались за бортом;
  • Он полностью исключает все виды физического насилия (побои, причинение вреда здоровью и т.п.), которые содержат признаки административного правонарушения или преступления — а для защиты жертв подобных действий уже есть статьи в УК РФ;
  • При угрозах или лёгком вреде здоровью жертвы агрессора не лишат свободы, а это "оставляет потерпевшую сторону без защиты";
  • Полицейские будут выписывать для жертвы защитное предписание. Всего лишь 30 дней агрессор не сможет совершать домашнее насилие, вступать в контакты и общаться с жертвами, в том числе, через интернет. За нарушение предписания последует только штраф или арест. Это значит, что жертва снова может подвергнуться насилию — только агрессор будет ещё злее.

Правозащитники указывают, что проект "нацелен на сохранение семьи и примирение сторон, а не на защиту жертв". Они назвали его "реверансом в сторону фундаменталистов и патриархии (Русской православной церкви)". Глава Центра защиты пострадавших от домашнего насилия Мари Давтян в посте на Facebook написала:

«Надо было думать, не как уважить людей, которые видят в насилии скрепу, а как защитить тех, чьи жизнь и здоровье в опасности».

Теперь Совету Федерации предстоит подготовить новый текст законопроекта. Там уже заявили, что в своей работе учтут "мнения общественных организаций, в том числе и тех, что выступают категорически против его принятия".

Как видят закон о домашнем насилии его противники?

Против закона выступают самые разные слои населения — противники есть даже в правительстве РФ. Это не значит, что они поддерживают насилие. Они только считают, что "проблема домашних побоев чересчур преувеличена". Так высказался замглавы Министерства юстиции Максим Гальперин — он уверен, что в России в этом вопросе царит гендерное равенство:

«Мужчины не жалуются на избиения со стороны женщин. Домашнее насилие в России присутствует как и в любой другой стране, но серьёзность и масштабы его дискриминационного воздействия на женщин достаточно преувеличены»

Некоторые видят в законе оскорбление традиционных и духовно-нравственных ценностей. 23 ноября 2019 года в парке "Сокольники" в Москве прошёл митинг в их защиту и против закона о профилактике семейно-бытового насилия. Участников было немного — около 200 человек. В руках они держали плакаты с надписями «Семья — это любовь, а не насилие» и «Руки прочь от семьи».

Правда, митинг о законопроекте быстро перетёк в обсуждение православия, школьного образования, скреп и чистоты нации. Вот слова участницы митинга:

«Второй внук у меня уже два языка изучает: английский и немецкий. А зачем? У нас семья вообще патриоты: сыночка — военный, невестка в полиции работает, и вообще мы чистокровные россияне».

Перед католическим Рождеством в 30 российских городах провели молитвенные стояния против закона о домашнем насилии.

Позже патриарх Кирилл поддержал православных и добавил, что законопроект о профилактике семейно-бытового насилия — это "дань западной моде":

"Само понятие "семейно-бытовое насилие" — это нечто, заимствованное со стороны, из-за рубежа... В советское время мы проходили через нечто подобное: были различные домовые комитеты, партийные организации... [но их работа] чаще всего заканчивалась разводами и несчастьем".

Против законопроекта выступила и Патриаршая комиссия по делам семьи. По мнению членов комиссии, "семейно-бытовым насилием может быть признано любое нормальное человеческое действие". То, что закон поддерживают ЛГБТ+ и феминистки, представителей РПЦ не удивило —

Ведь это граждане с "радикальными антисемейными идеологиями", и [после принятия закона] "любой трансвестит обвинит нас, нормальных людей, традиционалистов в том, что мы совершаем насилие".

Глава Патриаршей комиссии протоиерей Димитрий Смирнов уже советовал, как отучить ребёнка материться:

"Я могу помочь: дать по морде — и всё, лечится мгновенно".

Так что неудивительно, что РПЦ выступает против законопроекта. Вот краткий список того, почему закон о домашнем насилии России не нужен:

  • Это "закон против любви". Он содержит многочисленные конфликты с концепцией демографической и семейной политики и стратегии национальной безопасности;
  • Это закон против семьи. "Способ политического влияния Совета Европы на наше государство посредством распространения в России идей феминизма и ЛГБТ+";
  • Он оскорбляет традиционные ценности и разрушает скрепы русского общества;
  • Нормы для защиты жертв семейного насилия в законодательстве уже есть;
  • Число доносчиков может вырасти. Люди будут использовать закон для сведения счётов с близкими и решения бытовых проблем.

Что будет дальше?

Пока в Уэльсе запрещают шлёпать детей и отказываются от жестокого уклада викторианской эпохи, в России не только шлепки, но и более серьёзные случаи рукоприкладства предлагают считать "традиционными семейными ценностями" и оправдывать их исторической памятью. Но не всё так плохо.

Мари Давтян сказала, что рабочая группа, разрабатывающая законопроект о профилактике семейно-бытового насилия, в 2020 году "продолжит работать". Правозащитники приводят следующую статистику:

Около 16 миллионов россиянок ежегодно подвергаются насилию.

После таких цифр петицию о необходимости принятия закона о домашнем насилии подписали почти 735 000 человек. Против закона с петицией выступило около 2 500 человек. Скорее всего, закон примут уже в 2020 году. Но сколько времени уйдёт на его реализацию, и получится ли его реализовать в современной России в полной мере — неизвестно.