31 января на авиабазе под Люблином прошла торжественная церемония подписания контракта на закупку Польшей в США 32 боевых самолетов пятого поколения F-35А на общую сумму 17,8 млрд злотых (4,6 млрд долларов). Для сравнения: текущий годовой военный бюджет Польши составляет порядка 50 млрд злотых.
В отличие от ВВС США в Польшу (как и в Норвегию) эти самолеты будут поставляться в версии Block 4. Ее основное отличие — парашютно-тормозная система (ранее в Польшу были поставлены самолеты F-16 тоже в версии с ПТС). Плюс к этому есть доработки по части бомбометания.
Согласно условиям контракта, корпорация «Локхид Мартин» поставит Польше заказываемую партию истребителей в 2024-2030 гг. Реально первые самолеты из этой партии прибудут на польскую землю на рубеже 2025 и 2026 гг., поскольку потребуется время на переобучение пилотов (24 офицера) и обслуживающего персонала (90 человек) ВВС Польши. Обучение будет проводиться на первых 6 самолетах из данной партии.
Контракт предусматривает также логистический пакет, рассчитанный до 2030 года. Это принципиально новая для польских ВВС система обслуживания и ремонта летательных аппаратов (Global Support Solution).
С использованием закупаемых самолетов будут сформированы две эскадрильи. По будущему месту дислокации новых самолетов в Польше пока решение не принято. Однако известно, что они не будут «подселены» на базы, где сейчас размещены F-16. По некоторым оценкам, под развертывание авиационной боевой платформы пятого поколения потребуется новая качественная инфраструктура, стоимость создания которой будет сопоставима со стоимостью закупки самих F-35. В принципе, это повторение прежней истории с закупкой F-16.
Подписание данного контракта в присутствии президента Польши, верховного главнокомандующего Анджея Дуды было обставлено очень пышно. По этому случаю из Италии подогнали уже принятый на вооружение экземпляр F-35.
К политическим неудачам польского правительства при разработке данного контракта относят отсутствие встречных инвестиций со стороны «Локхид Мартин» в польскую промышленность (см. наш материал). Надежды польской оборонки на доступ к передовым производственным технологиям не оправдались.
Польское руководство также пыталось ускорить поступление этих самолетов в свою страну в связи с недавним исключением Турции из программ производства и закупки F-35. Однако США отказались продавать Польше партию самолетов, изготовленных ранее для турецкой стороны.
Польская оппозиция также обвиняла правительство в том, что оно не смогло договориться об оптимальной цене контракта. Указывалось, что такая же партия F-35 обошлась Бельгии дешевле. Выдвигались претензии и по процедуре государственной закупки, в том числе вне парламентского контроля. С учетом разворачивающейся кампании по выборам президента страны можно ожидать дальнейшей критики данного контракта.
Исходя из израильского опыта эксплуатации F-35, польские эксперты указывают на чрезвычайно высокую стоимость использования этого самолета. Он слишком дорог для «повседневного» применения, и потребуются более дешевые ударные самолеты. Вероятно, Польша и дальше будет переходить на боевые платформы американского производства.