Сейчас в России все более активно развивается франчайзинг. Как нынче модно говорить, «предпринимателю средней руки» довольно удобно работать под крылышком у фанчайзера, плюсов действительно немало. Так сложилось, что я много лет работал в компаниях франчайзерах (тех, кто продает франшизу и ей управляет) и компаниях франчайзи (собственно, купивших франшизу). А в последнее время волею судеб плотно мониторил франшизы, скажем так, общепитовского направления.
В первую очередь меня интересует именно система управления со стороны франчайзера. И я выделил три типа управления. Сейчас постараюсь их описать.
Что общее у всех франшиз:
— франчайзи платят паушальный взнос (единовременно и разово) и роялти (периодические отчисления правообладателю — управляющей компании)
— франчайзи не только могут, а еще и должны использовать брендбук правообладателя, работают под единым брендом, в единых цветах
— нередко (но далеко не всегда) закрываются территории, если количество франчайзи, работающих в этом регионе/городе устраивает франйчайзера (франшизу на эти территории не продают)
— есть ряд правил, которые должны соблюдать франчайзи
И вот в последнем пункте и есть основные отличия. А также в системе взаимодействия с партнерами-франчайзи.
1. Франшиза-книжная полка.
— обширные регламенты, правила, инструкции, стандарты для франчайзи
— довольно серьезная автоматизация, облегающая жизнь франчайзи
— только несколько правил серьезно контролируются и обязательны к соблюдению
— сложнодоступность сотрудников управляющей компании — на вопросы отвечают нехотя, долго, отсылают к регламентам и инструкциям (максимальная самостоятельность партнера, самообучение с помощью материалов франчайзера)
— легкий вход — почти все, кто способен заплатить паушальный взнос, становятся партнером-франчайзи
2. Франшиза-нянька.
— мягко говоря, не столь широкие, как в книжной полке, своды регламентов и инструкций
— тоже только несколько правил серьезно контролируются и обязательны к соблюдению
— гораздо чаще, чем в книжных полках, закрываются территории, но если территория свободна, войти во франшизу легко
— очень серьезный фактор человеческого взаимодействия между франчайзером и франчайзи — в управляющей компании есть менеджеры-кураторы (или аккаунт-менеджеры), которые быстро ответят на любой вопрос, помогут, приедут, пнут, похвалят, поругают, что-то сделают вместе с вами для развития вашей фирмы, сопроводят и т.д.
3. Франшиза-коллекционный виски.
— очень сложный вход, нужно не только заплатить за франшизу, но и подтвердить наличие серьезных средств для запуска и развития, представить не шаблонный, а серьезный бизнес-план, еще и защитить его (проще получить большой кредит на бизнес, чем убедить управляющую компанию)
— всегда закрываются территории, если франчайзер просчитал их насыщение партнерами
— правил и регламентов совсем немного, но абсолютно все обязательны к соблюдению, контроль очень серьезный (франшизу вполне можно потерять, клиентов не отбирают, а выкупают)
— есть подразделения управляющей компании, к которым адресуется конкретный вопрос партнера (не единый менеджер по всем вопросам) — вопросов немного, партнеры подбираются такие, которые могут работать максимально самостоятельно. Отвечают довольно быстро, но пресекают, когда партнер частит с вопросами (это желтая карточка).
У каждого предпринимателя, который хочет стать франчайзи, свои предпочтения по взаимодействию с франчайзером. Просто нужно понимать, что наверняка оно будет в рамках какого-то из этих трех типов. Лично мне ближе всего именно третий тип управления франчайзингом. Он самый редкий и самый сложнодоступный. Мне не продадут такую франшизу))
А вам какой тип ближе? Или все-таки ну его, этот франчайзинг, лучше сложнее, со своими шишками, но с максимальной независимостью?