Рассказ о транспорте в Симферополе неизбежно оказывается рассказом прежде всего о троллейбусах.
О знаменитой крымской троллейбусной системе слышали даже те, кто в Крыму и вовсе не бывал. Экое в самом деле диво — троллейбус идет три с половиной часа и проезжает 90 километров! А ведь именно так все и есть.
В пятидесятые годы, во времена первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева и при его непосредственном участии, было решено не портить заповедный Крым всякими бензиновыми вонючками, а устроить настоящий парадиз электротранспорта.
В Севастополе свой троллейбус уже был, в Симферополе и Евпатории были трамваи, но этого же недостаточно! Была задумана и воплощена в жизнь незаурядная (особенно при тамошней горной местности) транспортная система.
Она связывала вокзал Симферополя с Алуштой (с 1959 г.) и даже с Ялтой (с 1961 г.), а с 1966 года наступили и вовсе фантастические реалии — можно было прямо из аэропорта Симферополя (едва сойдя с самолета) доехать до моря!
В трех городах было построено четыре троллейбусных терминала - Ялта, Алушта, Симферополь-вокзал и Симферополь-аэропорт.
Троллейбусная станция у вокзала известна многим.
А в аэропорту терминал здорово переделали (эту фотографию я уже прикладывал).
Когда я впервые увидел все это в 1989 году (и не только увидел, а даже воспользовался самым длинным маршрутом), то был очень и очень впечатлен. Аккуратные Škoda 9Tr и Škoda 14Tr так и сновали в те времена по дорогам.
Раскраска у них была вот такая (данное фото 2014 года).
Я очень надеялся увидеть «девятки» и в нынешний визит, но опоздал. Сейчас на линию они выходят лишь на внутригородских маршрутах Ялты (на настоящий момент — 6 машин).
Поэтому вот такое грустное фото из троллейбусного парка Симферополя.
Хотя удалось увидеть промелькнувшую «техничку» на базе «девятки», но заснять ее не получилось.
На сегодняшний день ситуация с троллейбусами в Крыму такова. Есть два города, имеющие свои, отдельные маршруты — Севастополь (1950 г., 14 маршрутов) и Керчь (2004 г., 1 маршрут). И есть грандиозная, объединяющая три крупных центра, система Симферополь — Алушта — Ялта. Причем рейсы выполняются как между городами, так и внутри каждого из них.
В каждом из городов есть собственный парк.
Ныне функционируют 5 дальних междугородних маршрутов, 9 внутрисимферопольских, 2 внутриалуштинских и 1 внутриялтинский. Кроме того, есть по два пригородных маршрута по Симферопольскому, Алуштинскому и Ялтинскому районам (по каждому из них).
Совершенно неожиданно для меня парк машин в Симферополе оказался не просто новым, а НОВЕЙШИМ. Таких троллейбусов и в таких количествах я вообще нигде у нас не видел, кроме столиц.
Самыми древними на настоящий момент являются Škoda 14Tr. В Симферополе их осталось всего шесть.
На внутригородском маршруте №5.
На напряженном пригородном маршруте №21 до Перевального почему-то работают машины Алуштинского парка.
У них какая-то своя модификация с четыремя передними фарами.
Еще один алуштинский на площади Куйбышева.
Этот тип не поставлялся с начала девяностых годов, так что лет им помногу.
Очень редко попадаются вот такие Киев-12.03. Кроме Киева и Крыма таких больше нет нигде. В Киеве их много, а в Симферополе всего три.
Страшненький такой...
А настоящими хозяевами Симферопольских троллейбусных дорог являются ныне три типа.
Первый — это оставшиеся от Украины Богданы (Т70110 и Т70115).
Их осталось 49 единиц.
Состояние хорошее и встречаются повсеместно.
Маршрут №9.
Маршрут №7.
На междугородних рейсах их тоже полно. Ялтинский.
Бывший алуштинский, тоже переданный сейчас в Ялту.
Второй распространенный тип — ТролЗы-5265 «Мегаполис», которых в Симферополе уже пятьдесят штук.
Обратите внимание, как троллейбус наклонился к остановке. Видимо, это какая-то пневмоподвеска и он действительно приседает при остановке и выпрямляется при закрывании дверей.
Маршрут №5.
Или вот алуштинский, междугородний.
Ну и третьими по численности уже стали московские СВАРЗ-МАЗ-6275 (11 штук).
На девятом городском маршруте.
В аэропорту.
Стоит сказать, что в Симферополе существует такая странная вещь, как дробные маршруты. Я не совсем понял, что это означает и как работает.
В заключение скажу, что троллейбусный Симферополь очень впечатляющ. Это образец того, как должен выглядеть и работать транспорт в провинции.
Автобусные реалии не столь радужны. Полно вот такого.
Еталонi эти страшные.
Всероссийская рекламная компания с чумовейшим лозунгом «Поможем детям с Доширак» здесь тоже проходит.
Индийская ТАТА, сели не ошибаюсь?
Но всему этому на смену массово идут вот такие ЛиАЗы.
Есть еще и российские (татарские) изделия с лошадкой, но я их не снял что-то.
Вот такие транспортные впечатления.
P.S. Решил, что в посте остро не хватает вот этого клипа.