Найти тему
Аннри

Максимизаторы и умеренные - деление покупателей на два типа

Оказывается, все люди, которые совершают покупки, делятся по своему отношению к процессу выбора товаров и услуг и к результату этого выбора на два совершенно разных типа личности - максималисты и умеренные.

Впервые с этими понятиями я познакомилась в замечательной книге Барри Шварца "Парадокс выбора. Как мы выбираем, и почему больше значит меньше". Есть еще ряд изданий на ту же тему, к примеру - Т.Гилович, Г.Бельски "Психологические ловушки денег", Дэн Ариели "Предсказуемая иррациональность" и другие, но они не так полно исследуют именно тот феномен, о котором я сегодня хочу поговорить - синдром неудовлетворенности от обилия выбора в нашей жизни.

Помните притчу про Буриданова осла? Того, что не смог выбрать между двумя стогами сена, и в результате умер от голода. Оказывается, в этом отношении большинство людей ведут себя парадоксально похоже на того легендарного осла. Огромный ассортимент товаров, выбор магазинов и скидок обескураживает нас и заставляет отказываться вообще от какого-либо выбора, даже если предложение кажется нам выгодным. Если же нам действительно нужен какой-то товар, мы обходим десятки магазинов, пробуем сотни образцов, покупаем - и после ругаем себя за неудачный выбор. Без конца сравниваем свои покупки с покупками других людей. Бежим за недостижимым идеалом - и никак не можем добежать.

Психологи провели кучу экспериментов, чтобы понять, как возможность выбора влияет на наши покупательские привычки.

Например, в одном супермаркете выставили для продажи разные виды джемов. Их предлагали попробовать, а затем получить купон на скидку, чтобы приобрести выбранный образец. Сначала выставили только шесть видов разных джемов. Люди подходили, пробовали, выбирали. И тех, кто решился купить понравившуюся баночку с джемом, оказалось 30%.

Затем в том же магазине выставили уже 24 различных разновидности джема. Людей, которые подошли и попробовали, оказалось больше - а вот купили товар только 3% человек! Оцените разницу!

-2

В другом эксперименте людям предлагали гипотетическую ситуацию: представьте, что вам нужен новый музыкальный проигрыватель. В витрине магазина вы видите, что в продаже есть хорошая модель проигрывателя Sony всего за 99 долларов. Купите ли вы ее? На этот вопрос утвердительно ответило 66% опрошенных. От покупки отказалось всего 34% людей.

Тогда исследователи усложнили задачу и сообщили, что в витрине магазина две модели - тот же проигрыватель Sony за 99 долларов и новейшая модель Aiwa за 169 долларов. Кто-то выбрал Sony, кто-то Aiwa, но на этот раз на покупку согласилось только 52% людей. 47% опрошенных "ушли без покупки".

Но, может быть, это связано с дороговизной покупки, подумали исследователи. И провели еще один эксперимент.

В этом эксперименте участникам предлагали заполнить несложный тест. После выполнения задания им предлагали на выбор хорошую ручку за 2 доллара или просто денежное вознаграждение в размере 1,5 долларов. В этом случае 75%, конечно же, выбрали ручки. После исследователи опять усложнили выбор и предложили третью альтернативу - пару дешевых фломастеров. Результаты были предсказуемыми - меньше половины участников эксперимента выбрали ручку или фломастеры. Большая часть ушла с 1,5 долларами в кармане.

Исследователи сделали вывод: обдумывание возможных вариантов выбора заставляет нас тратить время и энергию, прилагать больше усилий для принятия решения. Эти усилия в конечном итоге не оправдывают себя - они лишь отвлекают от того удовольствия, которое мы могли бы получить от удачной покупки. Ведь мысли о привлекательных сторонах тех товаров, от которых мы отказались в пользу какого-то одного, отравляют нам это удовольствие.

-3

Так ведет себя большинство, и именно к этому большинству подходит термин "максимизатор". Максимизаторы стремятся сделать наилучший выбор: купить лучшую вещь по более выгодной цене, пользоваться самым лучшим тарифом сотовой связи, ходить на лучшие фильмы и спектакли, жить в самом лучшем жилье. Они стремятся к идеалу и разочаровываются, когда не достигают его. Когда понимают, что вещь, которую они купили, стала устаревшей или немодной. Что фильм не оправдал ожиданий. Что сосед/знакомый/подруга живут в лучшей квартире, которую купили за меньшие деньги. Максимизаторы без конца грызут себя сомнениями и сожалениями: "Уж лучше было сходить на другой фильм", "А что, сели бы я купил не эту рубашку, а ту", "Ведь советовал же мне Петя/Сергей/Валера купить квартиру на другой улице, а не эту халупу" и так далее и тому подобное.

В противовес максимизаторам существуют люди, к которым подходит термин "умеренные". Они выбирают то, что достаточно хорошо для них в данной ситуации и не волнуются о том, что за углом могли бы найти свитер/телефон/кофе лучше. Умеренные не жалеют об упущенных возможностях, не подсчитывают, сколько смогли бы сэкономить, если бы съездили в еще один супермаркет. Умеренные не гонятся за "самым лучшим", довольствуясь "вполне хорошим". При выборе товаров и услуг они руководствуются своими внутренними критериями соотношения цены и качества - и в результате получают гораздо большее удовольствие от покупки, чем максимизаторы.

Может ли максимизатор стать умеренным? Исследователи отвечают "да". Более того, к этому нужно стремиться. Ведь в конечном итоге склонность к максимизации делает людей несчастными. Согласно клиническим исследованиям, максимизаторы испытывают неудовлетворенность жизнью, подавленность, пессимизм. Люди с высокими показателями максимизации даже находились на пороге клинической депрессии (а ведь депрессия уже давно признана серьезным заболеванием).

-4

Так может, стоит научиться довольствоваться тем, что мы выбираем ежедневно? Быть довольными тем выбором, который мы сделали. Не ворчать на недостатки своего сотового оператора, а наслаждаться качеством и доступностью связи. Не покупать пятьдесят не сочетающихся между собой вещей, чтобы потом горевать о том, что "нечего носить", а приобрести базовый комплект одежды и не ломать голову над тем, что надеть на работу. Не ругать себя за то, что выбрали не ту профессию, а постараться достигнуть в выбранной наибольших высот.

Пишите в комментариях, интересна ли эта тема.

Всем удачных покупок и отличного настроения!