Внимание! Присутствуют спойлеры!
Несмотря на распространённое мнение о том, что в наш век люди читают меньше чем раньше, многие киноценители увидев картины, снятые по мотивам книг, обращаются к первоисточникам.
Но мнение о том, что оригинал порой разительно отличается от адаптации, всегда безошибочно.
Кинорежиссёры как правило стараются не только воплотить сюжет и идеи книги, хоть и не все, но и заложить собственные идеи и смысл, не противоречащий, но дополняющий само произведение.
Таким примером стал и Солярис Тарковского, во многих деталях отличающийся от книги.
В чём-же отличия, спросите вы?
Ну, во-первых, зная биографию Тарковского и его сложные отношения с собственным отцом, можно увидеть, как в Солярисе прослеживается новая сюжетная линия с отцом главного героя, которой не было в книге.
А нарратив переживаний главного героя из-за погибшей возлюбленной, идёт лишь вторым планом.
Кроме того, многие сцены в книге, такие как сцена с ногой Негритянкой, или шокирующей фигурой неестественного и пугающего внешностью огромного младенца на поверхности Соляриса, режиссёр решил не включать в киноленту.
Однако знаменитые, идейные и безусловно философские, фразы из Соляриса Лема, вроде - "человеку нужен человек", и их смысл, Тарковский бережно сохраняет и передаёт в старой киноленте.
И наконец самое яркое отличие в том, что Тарковский вкладывает иной смысл, изменяя концовку произведения, главный герой спускается на планету приходя к своему "погибшему отцу", чего не было в книге.
И если копнуть глубже, опираясь на религиозный подтекст, условно получается следующее - планета творец, планета-бог Солярис, которую люди не в состоянии понять умом и логикой, становится богом чувственным. Воплощением, безусловной любви и заботы в образе отца главного героя.
Ведь в обеих версиях произведения Солярис контактировал с людьми через их чувственные воспоминания, образы людей из прошлого, которые важны для героев именно с духовной и чувственной стороны, а не развитого интеллекта и ума.
И данная мысль прослеживается как основная, как в первоисточнике, так и в экранизации.
Произведение Солярис, является частью классики мировой фантастики, и обязательно к прочтению и просмотру, для всех, кто ценит прежде всего глубину произведения, а не антураж и динамику.