Найти тему

"Набережная туманов" и потерянное поколение

"Поэтический реализм" - направление, ставшее ведущим во французском кинематографе 1930-ых годов. Но, на мой взгляд, гораздо лучше суть этого направления отражает термин "социальная фантастика", предложенный Пьером Марк-Орланом.

Течение возникло как реакция на активно развивавшийся в этом время "немецкий экспрессионизм", по сути, став своеобразным синтезом между его традициями и теми приёмами, которые выработались во французском кинематографе в эпоху "сентиментальных" фильмов.

Одним из самых ярких представителей этого нового слова в мире кино стала "Набережная туманов" Марселя Карне, и сегодня мне бы хотелось на примере этого фильма показать, что же такого особенного скрывается за направлением "поэтического реализма".

Для начала, мне бы хотелось обратить Ваше внимание на общекультурный контекст, в котором складывался "поэтический реализм". 1930-ык годы - это время активной рефликсии над событиями Первой Мировой войны - время, в которое уже окончательно оформилась литература "потерянного поколения".

Собственно, влияние этой литературной традиции на "Набережную туманов" оказывается лежащим на поверхности. Главный герой - солдат, дезертир, бежавший от войны. По приезде в Гавр, он оказывается "лишним человеком", внешне мало-эмоциональным, затаившим глубоко внутри себя бесконечную печаль. Жан контактирует лишь с такими же потерянными людьми, стремится не создавать тесных связей (даже собаку отгоняет от себя) и очень хочет уехать из страны.

Перед нами типаж, характерный для романов Хемингуэйя или Ремарка. Учитывая склонность к реализму этих писателей (особенно первого), мы могли бы ожидать того же и от фильма. Но нет, атмосфера фильма, напротив, создаёт мир более фантастический и даже более литературный, чем книги писателей.

Связано это во многом с репликами персонажей. Диалоги в фильме построены именно как литературный текст, а не как живая человеческая речь. Каждая реплика героев представляет собой хитрое сравнение или метафору. При этом рассуждают герои и о жизни, и об искусстве, и о любви, именно в их диалогах сосредотачивается вся суть и философия фильма.

Интересно, что не смотря на такую чрезмерную художественность в диалогах, режиссёр стремится максимально реалистично построить сам кадр. Большинство съёмок выполнено на натуре, одежда героев соответствует реальности, и режиссёр практически не использует особых приёмов в построении кадра.

Пожалуй, именно эта двойственность и является ключевой особенностью "поэтического реализма" - перед нами крайне реалистическая картинка, смешанная с "поэзией". Но, и это очень важно, создатели фильма не ставят перед собой задачи создать "сказку".

На самом банальном уровне - это выражается в отсутствии счастливого конца. Перед нами суровый реалистический мир, в который вторгаются "сказочные", "литературные" персонажи. Они чувствуют на пределе (что, без сомнений является отпечатком "сентиментализма"), но сталкиваются с силами, которые они не способны победить (а вот здесь, как раз влияние "немецкого экспрессионизма"). Вот только силы эти - это не мистический ужас, а человеческая низость, в своей банальности резко выделяющаяся из этого мира прекрасных душ.

Показательна концовка фильма, в которой всё как бы возвращается на круги своя. Над Гавром всё так же лежит туман, собака Жана вновь убегает в лес. Человек, который весь фильм представлялся нам сильным и способным на многое, оказался беспомощной песчинкой, которая не может ничего изменить. Грустный урок, который стал ярким выражением всей эпохи "потерянного поколения", научившегося ценить человеческую жизнь, пройдя через события, обесценившие её.