Найти тему
Республика Татарстан

Потребкооперация: между прошлым и будущим

Председатель правления Татпотребсоюза считает, что потребкооперация – уникальная система самоорганизации населения, способная стать серьёзным инструментом вовлечения татарстанцев в развитие села.

Союз потребительских обществ Татарстана старше ТАССР на четыре года – 100-летие со дня своего основания он отметил в 2016 году. Период расцвета кооперации пришёлся на советские годы. В то время потребительская кооперация развивалась стремительно и мощно, прирастала перерабатывающими предприятиями и цехами по производству мясной, молочной, овощной, ягодной продукции, заготовительными конторами, ресторанами и кафе, создала первую и единственную в стране разветвлённую торговую сеть «Кооп».

В 1990-х, когда Россия начала жить по законам рыночной экономики, материальная база потребительской кооперации стала истощаться. Система окунулась в болото банкротства, процедура которого предполагает продажу имущества и расплату по долгам. В первые перестроечные годы  в республике исчезли десятки райпо и потребобществ. Во второй половине 90-х годов началась вторая волна приватизации собственности, в долговые ямы попали одиннадцать районных потребобществ, в том числе такие мощные, как Елабужское, Заинское, Рыбно-Слободское и Бавлинское. Но и те потребобщества, которым удалось выбраться из долговой ямы, сохранили не все отрасли. В одних райпо из актива выпали магазины, в других – производственные цеха, заготконторы, предприятия общепита…

Четыре года тому назад на одном из совещаний Президент Рустам Минниханов, обратившись к главам муниципалитетов и к председателю Татпотребсоюза, заявил о необходимости восстановить систему потребкооперации во всех районах. Как идут дела по исполнению поручения главы республики? Что сейчас представляет из себя система потребительской кооперации в Татарстане и каковы её перспективы? На эти и ряд других вопросов нам ответил председатель правления Татпотребсоюза Рашат Шаймарданов (на снимке):

– На сегодняшний день в состав Татпотребсоюза входят пятнадцать классических районных потребительских обществ. Речь идёт именно о классических райпо, таких, какими они были в советские годы – с обязательным наличием пайщиков и имущественного комплекса, с функционированием всех отраслей (торговли, общественного питания, заготовительной и производственной деятельности). Примером такого потребобщества является Алексеевское райпо, которое объ­единяет более четырёх тысяч пайщиков и работает строго по закону потребительской кооперации.

Мы создаём и новые кооперативы. Для этого встречаемся с частными предпринимателями, которые ведут схожую с нами деятельность – например, заготовительную, и предлагаем им войти в состав потребсоюза. Наиболее удачными в этом отношении можно считать такие потребкооперативы, как Нижнекамский, Муслюмовский, Верхнеуслонский, Пестречинский. Развивает свою деятельность по всем направлениям Алькеевское потребительское общество.

Активно процесс создания кооперативов проходит также в Лаишевском, Лениногорском, Новошешминском и Зеленодольском районах. Что примечательно – некоторые предприниматели, которые в своё время выкупили через процедуру банкротства райповские магазины или предприятия, теперь просятся назад. Не так давно ко мне приехали предприниматели из Азнакаевского и Чистопольского районов (у них есть хлебозавод) и сказали, что хотят работать в нашем составе. За последние три года мы создали 21 потребкооператив, и можно сказать, что уже во всех районах республики имеются организации потребительской кооперации.

– Рашат Рифкатович, в классическом райпо главным бенефициаром являются пайщики, а кто владеет новыми кооперативами?

– Созданные кооперативы – это пока действительно не всегда классические райпо. В составе некоторых из них всего два-три магазина и одна автолавка или магазин и хлебозавод, но бенефициарным владельцем по-прежнему являются пайщики. Перед всеми кооперативами ставится задача расширения деятельности, увеличения числа пайщиков и работы по всем четырём направлениям. Наверное, показателен в этом плане Нижнекамский потребко­оператив, председателем которого является Евгений Абрамов. Раньше кооператив занимался только заготовкой молока, а мы дали ему автолавки, и он занялся торговлей. Расширилась и производственная деятельность – помимо молока, теперь здесь перерабатывают мясо и овощи. В этом году нижнекамские кооператоры открывают два блочно-модульных стационарных магазина, плюс к этому глава администрации района принял решение о передаче им Нижнекамского агропромпарка.

Или возьмём Муслюмовский район, где объединились заготовитель молока и человек, который занимался торговлей. Они создали кооператив, вошли в наш состав, получили блочно-модульный магазин и автолавку, которая ездит по району и обслуживает население.

– С момента своего образования потребкооперация была сугубо частной структурой и лишь в годы советской власти перешла под контроль государства. До сих пор вы подотчётны властям, и государство не только строго спрашивает с вас, но и поддерживает, в том числе финансово. По каким направлениям вы получаете помощь?

– Надо отметить, что государство оказывает финансовую поддержку не только нам, но и многим другим частным структурам, тем же агрохолдингам, КФХ и ЛПХ. Что касается помощи из бюджета, то мы не делаем из этого секрета: потребительские общества централизованно получили 83 автолавки и 10 скотовозов (80 процентов их стоимости оплачено за счёт бюджета республики), а также 103 автолавки с субсидированием 70 процентов затрат. На 2020 год в бюджете республики на приобретение автолавок и спецтранспорта для заготовительной отрасли заложено 48,5 миллиона рублей. По программе «Сельский магазин» построено 53 пункта комплексного обслуживания населения. Завершается строительство 23 блочно-модульных магазинов, а в текущем и в последующие два года запланировано возвести ещё сорок магазинов.

Плюс к этому наравне с другими представителями малого и среднего бизнеса кооператоры участвуют в программе «60 на 40», в рамках которой из средств бюджета возмещается 40 процентов затрат на закупленное нами оборудование. Компенсируются также расходы ГСМ на проведение ярмарок – до семи миллионов рублей в год. Оказываются другие виды финансовой помощи. Например, более двадцати миллионов рублей мы получили на частичную реконструкцию объектов ряда райпо, приобретение палаток для участия в ярмарках выходного дня.

Доля Татпотребсоюза в производстве хлеба и хлебобулочных изделий составляет тридцать процентов, и наряду с другими хлебозаводами государство субсидирует нам производство социальных видов хлеба – ежегодно на сумму до 19 миллионов рублей и более. Мы пользуемся также грантовой поддержкой сельхозкооперативов для развития материально-технической базы. Так, по данной целевой программе Кукморский райпотребкооператив направил на инвестиционное развитие 25 миллионов руб­лей.

Говоря о том, почему мы получаем помощь, нельзя не сказать о нашей социальной миссии. Многие могут усомниться, какая, мол, может быть социальная миссия у структуры, цель которой – получение прибыли. Но желание кооперативов получить прибыль – это не самоцель, а средство выполнения поставленных задач. Нам ведь нужно на что-то существовать, выплачивать налоги, зарплату, нести расходы на электроэнергию, газ, транспорт, модернизацию…

Сегодня восемьсот населённых пунктов республики не имеют стационарных магазинов, и этот пробел восполняют кооператоры. Доставка продуктов в малочисленные населённые пункты – дело убыточное. Спасибо руководству республики, которое с 2017 года возмещает часть транспортных расходов по доставке товаров первой необходимости в населённые пункты, расположенные далее одиннадцати километров от райцентра. Ежегодно на эти цели нам выделяется шестьдесят миллионов рублей.

В последнее время частники тоже стали закупать автолавки и вести торговлю на периферии… Но с них спроса нет – частник при­едет в деревню и, если покупатели его не ждут, – уезжает, не тратит ни время, ни горючее. А у наших автолавок есть график выездов, утверждённый руководителем района. По этому графику продавец обязан приезжать в сёла и деревни три раза в неделю и, несмотря на то, есть покупатели или нет, находиться в населённом пункте по два часа. Руководители сельского поселения и мы жёстко контролируем соблюдение плана выезда.

Или, к примеру, возьмём заготовительную деятельность. Овец население выращивает только на мясо, так как шерсть и кожа не востребованы. Из-за отсутствия сбыта это сырьё у населения не собирает никто, кроме наших заготовительных контор. И опять-таки  спасибо Правительству республики, которое ежегодно выделяет нам тридцать миллионов рублей для того, чтобы мы могли закупать у сельчан шерсть и шкуры по более высокой цене. Но, увы, на сегодня даже увеличенная с помощью государства закупочная цена не покрывает всех расходов. Судите сами: с одной овцы снимается максимум три килограмма шерсти – мы обязаны купить её по 25 рублей за кило. Получается в общей сложности 75 рублей, в то время как стрижка одной овцы обходится в 150–200 рублей. Есть проблемы и с овчиной. Шубную овчину «Мелита» покупает у нас всего за 100–150 рублей за штуку, а кожевенное сырьё (мы покупаем его за 50–75 рублей за штуку) вообще не востребовано.

– Зато в торговле у вас много конкурентов. В то время как вы обслуживаете, порой в убыток себе, отдалённые малонаселённые пункты, в райцентрах вас вытесняют федеральные торговые сети… В последние годы вам приходится соперничать даже с «Татарстан почтасы», которая стала открывать в своих почтовых отделениях магазины.

– Да, потребительская кооперация уже потеряла свою специализированную торговую сеть в городах республики, а теперь федеральные сети продвигаются и в большие сельские населённые пункты. Можно понять покупателей, которые предпочитают ходить в крупные магазины, где и выбор богаче, и условия лучше, и к тому же имеются всевозможные программы лояльности – бонусы, карточки по привлечению и закреплению покупателей, акции. Нам в этом отношении следует учиться у супермаркетов, надо вводить свою программу лояльности для пайщиков, членов кооперативов и покупателей. Более того, в эту программу, помимо торговли, надо вовлечь все сферы – и заготовительную, и производственную, и общепит.

Да, сегодня есть конкуренция и со стороны почты, которая широко практикует продажу товаров в долг. Правда, когда наши продавцы выдают населению товар в долг, «под роспись», это трактуется как нарушение финансовой дисциплины, а магазины «Татарстан почтасы» отпускают товары в счёт будущей пенсии, и это сходит почтовикам с рук. Законно это или нет – не нам судить.

Нам есть над чем работать. В любом случае, несмотря на сложности, потребкооперация является уникальной системой самоорганизации населения и способна стать серьёзным инструментом вовлечения сельчан в развитие своих территорий.