В эксклюзивном интервью порталу «Балканист» знаменитый кинорежиссёр поделился своим взглядом на отношения России и Сербии, а также рассказал о профессиональных планах.
Новый вектор на сближение задаст «Турецкий поток»
— Какими Вы видите отношения Сербии и России? Что может помочь нам стать ближе друг к другу?
— У нас часто говорят «Россия далеко», но это выражение стало следствием британско-немецкой цели перекрыть русское влияние в Центральной Европе. Так что, конечно, на пути сближения России и Сербии есть целый ряд геостратегических проблем. Если посмотреть на карту, то мы увидим, что столица Узбекистана расположена на таком же расстоянии от Москвы, что и Белград. Но сейчас НАТО отрезал нам путь к России, включив в альянс Венгрию, Румынию, Болгарию. Свой геостратегический подход они реализовывали очень внимательно. Болгария и Румыния стали частью Евросоюза, хотя они ни по одному критерию не могут быть впереди нас. Европа превратилась в евроатлантическую категорию, стала эдаким американским бастионом. Но времена меняются, и в результате нашего европейского пути мы, быть может, станем частью Евразии. В следующие 20 лет все коренным образом изменится. И тот факт, что в Сербию придут российские энергоресурсы, говорит о том, что общее экономическое будущее у наших стран есть.
— Момент, когда мы начинаем сближаться ещё больше — с помощью газопровода и энергоресурсов, наступает только сейчас. Но есть проблема в том, что товарооборот между Сербией и Россией очень мал, если сравнивать с тем, что мы имеем с Западом и Европой. И это вопреки тому, что у нас (Сербии и России) однопроцентный налог на экспорт и импорт товаров. К сожалению, приходится признать, что экономического сотрудничества между нами почти нет. Так что именно товарооборот нам необходимо увеличивать в первую очередь.
Вслед за «Турецким потоком» необходимо наладить поток культурный
— Российско-балканский газопровод уже практически построен. А будет ли у нас налажен аналогичный «культуропровод»? Или мы всё же слишком далеки друг от друга?
— Россия — капиталистическая страна, где все вертится вокруг денег, но, к счастью, есть церковь и духовное наследие. Я, вероятно, один из немногих поддерживаю культурные связи между нашими странами на высоком уровне. В сотрудничестве с «Газпромом» стараюсь открывать двери русской культуре — от классической музыки и театра до кинематографа.
В Дрвенграде Эмир Кустурица ежегодно проводит несколько международных фестивалей. Зимний «Кустендорф» собирает кинематографистов, летом на Kustendorf Classiс приезжают исполнители классической музыки, а осенью здесь собираются театралы со всего мира. В каждом событии непременно участвуют гости из России.
— Культура всегда занимала менее важное место по сравнению с экономикой. А сейчас она наконец стала обретать вес и становиться одним из главных факторов. Вообще говоря, для славян культура всегда значила много. Особенно для нас, сербов: у нас она — часть самосознания, мы боремся за неё. Я надеюсь, что Россия намерена финансировать в будущем не только футбол и клуб «Црвена звезда», но будет больше вкладывать и в нашу сферу.
Между сербами и русскими безусловная любовь на века
— В чём секрет любви между русскими и сербами? У нас довольно разные пути, пусть в чём-то и похожие. Даже социализм был у каждого свой. И православные традиции в деталях тоже отличаются: в России нет обычая отмечать Славу, а в Сербии нет дня Петра и Февронии. Может быть, мы любим друг друга так сильно, потому что друг друга не знаем? Может, это любовь незнайки к «далёкому, но доброму брату»?
— Нет. Эта братская любовь берет начало еще от Первого сербского восстания против турок, которое произошло в 1804 году, и от первой сербско-турецкой войны, которая началась в 1876-м. Когда царская Россия освобождала Болгарию, погибло более двух тысяч русских солдат. Тогда же огромное количество добровольцев пришло на помощь Сербскому княжеству, чтобы мы смогли освободиться от Османской империи. С тех пор нас и связывает любовь.
— Мы — братские народы, мы — братья и сестры. Это очень просто, тут не о чем рассуждать. Наши языки, наша вера практически идентичны. Мы откликаемся на идеи друг друга, и объяснять их друг другу нам не надо. Судьбы наших народов и в прошлом веке, и в этом очень похожи. Сербы в 90-ые на себе испытали то, к чему готовили Россию. К счастью, к власти пришёл Владимир Путин, который поменял вашу судьбу.
— Кстати о Владимире Путине. Будете ли Вы снимать про него фильм после того, как он уйдёт с поста президента? К примеру, Вы уже создали документальную картину о бывшем легендарном лидере Уругвая Хосе Мухико.
Документальный фильм «Эль Пепе, одна возвышенная жизнь» вошел во внеконкурсную программу Венецианского кинофестиваля и был удостоен премии Международного совета кино и телевидения ЮНЕСКО.
— Если говорить о Владимире Путине, то о нем я определенно не буду снимать художественный фильм. Это будет фильм документальный.
Политика и искусство
— Что Вы думаете о том, когда творческие люди начинают заниматься политикой? Мы знаем такие примеры: актер Сергей Трифунович возглавил оппозиционное движение, режиссер Никита Михалков ведет программу на актуальные политические темы, писатель Захар Прилепин активно занимается российско-украинскими проблемами.
— Я бы в политику никогда не пошёл. Я, скорее, политический зритель. Люблю участвовать в делах, у которых есть конкретная интеллектуальная и эмоциональная миссия. Политика — это большая свалка, где человек всегда остаётся несчастным и недовольным. Я стараюсь держаться от этого подальше.
— В завершение политической темы. Считаете ли Вы возможным в будущем объединение сербских земель в одно государство?
— При моей жизни это не случится, но Сербия, Республика Сербская и Косово всегда хотели быть единым целым.
Мечты и планы
— Что ещё Вы бы хотели успеть сделать в этой жизни? Каковы Ваши планы? О чем Вы мечтаете?
— Я мечтаю снять фильм по повести Чингиза Айтматова «Белое облако Чингисхана». Это будет абсолютно нетипичный взгляд на жизнь этого полководца и на его моральные дилеммы. Когда Чингисхан захотел покорить весь мир, он запретил рожать детей в своих лагерях. И драма начинается тогда, когда этот запрет нарушает его друг и самый лучший полководец. Пророк сказал Чингисхану, что небеса будут покровительствовать ему, оберегая его белым облаком над головой. И пока это облако парит над ним, все будет хорошо. Конец фильма трагичен: из-за того, что Чингисхан совершит в отношении своего друга, белое облако исчезнет. Ну а кроме того, в конце следующего года я планирую начать съёмки «Преступления без наказания».
Сценарий для своего русского фильма Эмир Кустурица пишет уже девять лет. Может быть, именно на съемках этой картины наконец исполнятся мечты ещё одного знаменитого серба, Милоша Биковича, который очень хотел бы сняться у Кустурицы и сыграть роль Порфирия Петровича.
Во что превратилось современное кино
— Как изменилась роль культуры и кино с начала ХХ века?
— Если сравнивать современный кинематограф с тем, что было в начале ХХ века, то можно смело утверждать, что сейчас очень сильно упало качество. Фильмов снимают много, но они глупы. Они не несут никакой глубокой духовной идеи. Кинематографический популизм базируется на тех же принципах, что и потребительский рынок: лучше продать побольше, пусть и в ущерб качеству. То же и в кинематографе. Ранее фильм своей идеей объединял миллионы зрителей, а сейчас он превратился в жвачку.
Секрет успеха для творца
— Что такое возраст для художника? В 33 года он творит иначе, нежели в 55?
— Лучших результатов человек всегда добивается, пока ещё молод и недостаточно много знает, то есть когда живёт чувствами. Время постепенно остужает этот жар эмоций, давая взамен знания. Счастливы те, кто до конца жизни может сочетать эти два противоположных полюса, ведь живой интерес, претворенный в великие дела, омолаживает человека.
Фото Дмитрия Лане