Издание The National Interest рассказало, почему США должны поблагодарить Россию за свой новый истребитель.
Автор статьи Брэд Ховард рассказал, что в американском истребителе нового поколения F-35 Lightning II есть след «русской ДНК», связанный с его двигателем.
По мнению Брэда Ховарда, военно-промышленная корпорация Lockheed Martin для создания двигателя F-35 использовала разработки экспериментального советского истребителя Як-141. Отечественный самолет во второй половине 20 века один из первых в мире показал возможности вертикального взлета и посадки (VTOL), а теперь эта же технология используется в американском истребителе.
Дело в том, что компания Lockheed Martin в 1991 году заключила договор о совместной деятельности с опытно-конструкторским бюро Яковлева, которое разрабатывало Як-141. Отечественная компания пошла на этот шаг во время «перестройки» из-за нехватки средств.
В рамках договора Lockheed Martin получила доступ ко всем разработкам ОКБ Яковлева, а взамен финансировала выпуск новых прототипов Як-141. Информация об этом контракте скрывалась вплоть до 1995 года.
После того, как партнерство Яковлев- Lockheed было признано публично в 1995 году оно закончилось уже в 1997 году, но информация о наработках по конструкции Як-141 сохранилась. Когда Lockheed представил вариант СВВП(самолет вертикального взлета и посадки) своего демонстратора X-35 для Совместного ударного истребителя Пентагона (JSF) в 1994 году, представленный проект двигателя радикально отличался от первоначального проекта, разработанного до сделки с ОКБ Яковлевым. Действительно, конструкция СВВП была изменена на " ASTOVL Configuration 141", хотя возможно это название было совпадением, но совпадение с названием Як-141 стоит отметить.
Вероятно, что данные испытаний Як-141 были применены в конструкции СВВП Lockheedа, хотя засекреченный характер программы усложняет получение достоверных данных. Журнал ВВС так же упоминал о наработках ОКБ Яковлева в 1998 году в статье о JSF , после того как Lockheed Martin представил окончательный вариант своего самолета.
"Поворотный задний выхлоп является лицензированной конструкцией от конструкторского бюро Яковлева в России, которое опробовало его на истребителе Як-141 STOVL. Это было все или ничего ... если их концепция не сработает, мы, очевидно, не будем конкурентоспособны."
Дэниелс, исполнительный директор Boeing, сказал, что концепция подъемного двигателя была “вероятно, самой важной особенностью" конкурса.
Чтобы быть ясным, общая конструкция F-35 не моделируется по образцу Як-141: первый использовал другой метод стабилизации ( Две форсунки в передней части самолета) и имел другой аэродинамический профиль. Но почти наверняка данные, почерпнутые из советско-российского проекта СВВП, были использованы при разработке варианта для F-35. И это означает, что F-35 обязан, по крайней мере, частью своего существования советской военной программе.
В любом случае, это только наше мнение, если у вас есть своё-ждем его в комментариях. А так же не забываем ставить лайк, подписываться на наш канал в Дзене и группу в ВК Военное Мнение.