В системе ГУЛАГов особое место занимает лагерь на Колыме, Севвостлаг, ставший символом сталинских репрессий. В нём заключённые в суровых условиях добывали золото. Численность зеков достигала в 40-х годах колебалась в районе 200 тыс. чел. Такое место не могло не обрасти множеством легенд и слухов.
Звезда смерти
В сети можно найти следующую историю: на крышах предприятий Севвостлага вывешивалась деревянная звезда, обтянутая красной тканью. Внутри конструкции были установлены лампочки. Если они загорались после конца смены, то план считался выполненным и заключённые шли отдыхать. Если звезда не светилась, то зеков на фабрике оставляли работать на неопределённый срок.
Деревянные звёзды устанавливались над крышами колымских фабрик. Они действительно загорались, если план по окончании смены выполнялся. Делалось это с целью дополнительной мотивации заключённых: подобные звёзды устанавливали на заводах на воле. До июля 1941 г. администрация не имела права задерживать заключённых. После начала войны для каждой бригады были установлены нормы. При невыполнении плана бригаду (заметьте, не всех рабочих предприятия) заставляли работать ещё 2 часа после окончания рабочего дня.
Справедливости ради, какая-никакая реальная основа под мифом существует: отдельные начальники действительно задерживали целые фабрики при невыполнении плана. В 1943 г. даже был издан приказ № 061 начальника Дальстроя, запрещающий подобную практику. Разрешалось задерживать до сдачи нормы отдельных заключённых, физически здоровых, но не выполняющих нормы и срывающих поставки продукции в условиях военного времени.
Расстрельная тюрьма «Серпантинка»
Во всём колымском ГУЛАГе не было более страшного места, чем тюрьма «Серпантинка», куда заключённых отправляли дожидаться расстрела. Процесс казни поражал масштабами и цинизмом. Расстреливали приговорённых ночью недалеко от посёлка вольнонаёмных рабочих. Чтобы скрыть выстрелы и крики умирающих, неподалёку от места казни всю ночь работал трактор. Учёт расстрелянных толком не вёлся. Хоронили заключённых на сопках в траншеях на разной высоте. Когда тела заполняли один ров, начинали рыть траншею уровнем выше. Приговорённые не только рыли себе могилу, но одновременно и засыпали землёй тела уже казнённых.
Подобных ужасов написано в сети ещё много. При попытках установить, откуда взялись жуткие подробности, выяснилось, что все истории о расстрельной тюрьме принадлежат либо Солженицыну, либо описаны в мемуарах неких Таратина и Выгона. Последние утверждают, что были заключёнными в расстрельной тюрьме и выжили лишь чудом. Подтверждается это только словами самих авторов воспоминаний. Серьёзные историки (такие как Александр Козлов) тоже упоминают «Серпантинку», но ссылаются не на документы, а на письма неназванных бывших заключённых.
Больше никаких доказательств даже самого существования «Серпантинки» не задокументировано. Возможно, приказы и распоряжения, связанные с этим жутким местом, до сих пор не рассекретили, но больше всё это напоминает перестроечные байки.
Съеденный палач
Особенно страшные мифы сочинили о полковнике Гаранине. Начальник колымского ГУЛАГа в 1937-38 гг., он якобы лично(!) расстрелял кучу осуждённых (число жертв от публикации к публикации колеблется, сотни тысяч по самым нескромным подсчётам), а затем сам был обвинён в шпионаже и превратился из надзирателя в заключённого. В наиболее мрачных версиях легенды кровавый палач пытался сбежать из лагеря вместе с другими зеками. Когда узников поймали, с ними не было Гаранина. Его назначили «консервой», человеком, которого следует съесть первым после того, как кончится еда. Официально Гаранин до сих пор числится пропавшим без вести.
На самом деле Гаранин действительно был начальником Севвостлага с 21.12.1937 по 27.09.1938. Он подписывал приказы о расстреле, но это была скорее формальность: судьбу заключённых решала тройка НКВД, в которую Гаранин не входил. Гаранин действительно был обвинён в шпионаже, но умер своей смертью 3 июля 1950 г. в Печорском лагере. Реабилитирован в 1990 г. О личном участии начальника Севвостлага в расстрелах известно из только из мемуаров, достоверность которых сомнительна.