Занятие. Пятилетки.
Цепь последовательных событий.
Падает и рассыпается в палочки икеевский стул под одной из девочек. Один мальчик начинает истерически хохотать, еще одна девочка коротко хихикает. Бедняга уползает под стол и категорически, до визгов, отказывается вылезать. Сидит под столом. Оставляю ее в покое, потому что до конца урока остается минуты 3-4..
Урок продолжается.Другая девочка внезапно, под влиянием порыва начинает плакать. Тихо и беззвучно. ЧТО? "Вот она на меня посмотрела так, как будто ненавидит".
Присаживаюсь рядом, держу за плечи, продолжаю объяснять задание.
Мальчик, который долгое время отсутствовал, вдруг начинает крякать. Достаточно громко. Та, которая под столом, лупит его по ногам, он крякает еще громче. Говорю что-то типа "шшш, у нас же урок", и он, покрякав еще секунд 30, замолкает.
Рыдающая девочка все еще плачет, крупные слезы капают на листок.
Еще одна девочка (она обычно ходит в другую группу, сегодня пришла вот сюда) подходит ко мне и шепотом сообщает "а вот эта девочка в синей кофте вытерла сопли об мой листочек". Отвечаю чем-то коротко-утешающим.
Задание доделано. Проверяю, продолжая держать зареванное дите за плечи и произношу традиционное "убираем листочки в папочки, карандаши складываем в коробочку и идем отдыхать, переменка"
Те, кто не плачет и не крякает, отправляются "обедать". Я поднимаю на руки свою внезапную плаксу, выпрямляю затекшие ноги,усаживаюсь с ней на большой стул. Долго выясняем, что "посмотрела" - это субъективно, что вряд ли ее хотели обидеть, и что вообще вокруг все хорошие и хотят с ней дружить, потому что и она тоже такая красивая и умная, и глупо плакать без причины, вытираем наконец слезы, высмаркиваем сопли - первый готов.
Лезу под стол ко второй.
Пока лезу - прибегают из коридора с жалобой "а он отобрал у меня фантик и толкает его в рот."
-Тебе был нужен этот фантик?
-Нет.
-Он его тебе толкает в рот?
-Нет.
-И в чем тогда проблема?
-И правда что, ни в чем, - счастливый жалобщик скрывается из виду.
Минуту веду переговоры уровня "вылезай - не хочу!"
Не выдерживаю, залезаю под стол целиком, выковыриваю сопротивляющееся и пинающееся дитя из под стола и волоку в другую комнату. Оно визжит так, будто я несу ее варить, а пинается так, как будто я уже держу ее над кастрюлей с кипятком.
В другую комнату я несу ее просто потому, что там есть кушетка, и там лежать гораздо удобнее и, самое главное, теплее, чем на холодном полу. Все это я тихо объясняю, пока несу, но из-за собственного визга она меня, скорее всего, не слышит.
Наконец доходим до директорского кабинета, она уже устала и почти не сопротивляется. Зажимаю на всякий случай ее ноги своими, крепко обнимаю и начинаю говорить. Что самое удивительное - она даже слушает. Рассказываю, почему она упала - дети качались на стуле, вот он под ней и не выдержал, а качаются все, и когда я прошу не качаться. вы обижаетесь, а оно вона как.. Вот так уж они стулья делают.. Потому рассказываю, почему нельзя лежать на холодном полу и что такое переохлаждение, и почему лучше руки в снег, чем целиком на пол, и как ослабленный соплями организм подвержен вирусам, и какой страшный вирус нынче ходит по городу и как болеют люди.. И еще много-много слов, которые потихоньку из монолога превращаются в диалог.
В итоге предлагаю-таки ей кушетку, но она отказывается, и мы возвращаемся в класс, где уже, весело визжа, мальчики катаются на детской каталке вокруг стола, а девочки строят башню для кукол.
- Все, горошки, переменка закончилась, возвращаемся на рабочие места.
А в планах было налить себе чаю, ибо голос садится, поточить карандаши, сложить ненужные листочки в папку и позвонить ребенку, выяснить, как ее зубы..
У меня-таки самая веселая работа в мире...
Инна Федорова