Практически в каждой школе есть дети, которых мы называем "дети с ОВЗ" - дети с ограниченными возможностями здоровья. Или как сейчас говорят по-новому: дети с особыми образовательными потребностями.
Мне последний вариант нравится больше, но он существенно расширяет список детей, нуждающихся в особом внимании учителей. На мой взгляд, каждый ребёнок, перешагнувший порог школы, нуждается в особом внимании и заботе учителя.
Если же посмотреть, как развивались отношения образовательной системы и детей, имеющих особенности в физическом или психическом развитии, то можно выделить три основные стадии.
1. Сегрегация -отделение этих детей от общего образования. Обучение проходило в изолированных образовательными учреждениях, коррекционных школах. По окончании обучения дети с трудом социализировались. Общество относилось к ним настороженно.
2. Интеграция -когда дети с ОВЗ получили возможность обучаться вместе с остальными ребятами. Сначала в классах коррекции, затем в обычных классах. Эти дети должны были адаптироваться к системе сами, а система под них не менялась. Трудно представить, сколько пришлось испытать таким ученикам!
И, наконец, инклюзия - дети обучаются все вместе, независимо от своих особенностей, а система обеспечивает им и доступ в школу, и специальные учебники и т.д. и т.п.
Разумеется, процесс инклюзии должен быть постепенным, бережным, мы должны учитывать индивидуальные особенности ребенка, его сильные и слабые стороны. Чтобы всё это учитывать, учитель должен быть полностью, подчеркиваю: полностью! осведомлен о всех особенностях ребёнка. Без этого просто невозможно выстроить индивидуальный образовательный маршрут. Более того, считаю полезным, если учителя делятся положительным опытом работы, своими находками с коллегами и могут свободно обсудить все вопросы с родителями.
Я просто уверена, что учителя не распространяют доверенные им сведения в неблаговидных целях, а подобные факты должны рассматриваться в каждом отдельном случае.
Если мы говорим об инклюзии, то никаких тайн быть не должно! Мы вместе работаем над включением таких детей в общую жизнь. Мне не хотелось бы, потратив пару месяцев, узнать, что трудилась я не над ,чем надо. Да и ребёнок потеряет время и силы.
А если говорим о тайнах, то тогда давайте вернёмся на первый этап и изолируем их. Тогда никакие тайны не просочатся наружу из закрытых учреждений. И учителям не придётся ломать голову, придумывая урок, на котором сидят такие разные, но ждущие внимания, дети.
Так куда мы идём? Сегрегация или инклюзия? Педагогическая тайна или открытость и доступность?
Или будем делать вид, что ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу.