Думал ли Королев, работая над Р-7, что эта ракета не только переживет его, но и станет основой для отечественной космонавтики на долгие годы? Вряд ли. Сам Королев уже в 60-х годах мечтал о ракетах совершенно другого класса, думая о многоразовых космических кораблях и мощных носителях.
Тем не менее, на 2020 ракета "Союз" стала абсолютным рекордсменом, побив рекорд как старейший из эксплуатировавшихся когда-либо носителей. И поверьте, для этого есть не мало причин.
Разработка прародителя ракеты началась в 1954 году (63 года назад!) с военного заказа на баллистическую межконтинентальную ракету, способную доставить ядерный заряд. В те времена, мир находился на пороге ядерной войны и только создание такого носителя могло сделать эту войну чересчур страшной для каждой из сторон, тем самым ее предотвратив. Так, в 1957 году, СССР первой в мире поставила на вооружение баллистические ракеты с ядерным зарядом, опередив в этом США с их Convair SM-65 Atlas.
Впрочем, Королев был тем еще хитрецом и создавал Р-7 еще и с тем упором, чтобы на ее основе создать ракету космическую, которой в дальнейшем и стал Союз.
Аналогичным образом развивались события и за океаном, там космические ракеты также создавались на основе военных разработок, однако будучи более удачными в военном отношении, американские ракеты были менее удачными в качестве космических носителей.
В том же 1957 году Р-7 со снятой боевой частью выводит в космос первый искусственный спутник Земли. Начинается эпоха космонавтики.
После этого ракету модернизируют, добавляя ступень и ставя улучшенные двигатели, она получает название "Восток" и выводит в космос первого в мире человека, поднимая авторитет СССР на невиданные доселе высоты.
В 1963 году, проводится очередная модернизация, которая получает называние "Восход", делая космос еще более доступным.
И уже в 1966 году появляется тот самый "Союз".
На долгие годы, семейство этих ракет становится основой для запуска в космос космических аппаратов, пилотируемых миссий, исследуя дальние объекты Солнечной системы. Различные модификации этой ракеты могли выводить на НОО грузы массой от 2300 кг, до 7100 кг.
В космос, носитель поднимают двигатели РД-107 в различных модификациях. Эти низконапряженные двигатели открытого цикла первой и второй ступеней крайне надежные, отчасти из-за низкого давления в камере сгорания (не более 70 атмосфер) и идеально подходили для пилотируемых полетов, т.к. аварийные ситуации в таких двигателях развиваются медленнее, чем у их формированных собратьев.
На 2020 год, семейство носителей "Союз" стало одним из самых безопасных в мире, проведя почти 900 запусков. Преимущества ракеты оценили и Французы, запуская носители со своего экваториального космодрома Куру.
Но всему хорошему, рано или поздно приходит конец. За прошедшие пол века, ракета морально устарела. Не спасла ее и модернизация до Союз-2. Ракета хоть и стала выглядеть современнее, получив обновленную систему управления и головной обтекатель, однако кардинальных изменений не произошло.
Ряд технических решений, используемых в ракете являются атавизмами для современных ракет.
В частности, двигатели ракеты, разработанные пол века назад, хоть и надежны, но имеют малый КПД, поскольку построены по принципу открытого цикла.
В целом, ракета имеет низкий показатель выводимого груза к массе самого носителя, а подготовка ракета к старту, занимает много времени, мало автоматизирована и требует сложного стартового стола.
Конечно в СССР все это понимали и на замену заслуженной ракеты носитель нового класса "Зенит", но вмешалась катастрофа 1991 года и перспективная ракета в одночасье стала выпускаться уже в другой стране.
Планируется, что в скором времени старенький "Союз" заменит носитель, разработанный на основе "Зенита" с громким названием "Союз-5" или более близкий по классу Союз-6, который возможно будет иметь многоразовую первую ступень.
Пока же, Королевский "Союз" остается главной гордостью отечественного патриота даже несмотря на то, что это ракета летает в космос более 50 лет и возможно будет летать еще не менее 10.
Как там говорится, лучшее враг хорошего? Возможно и так, поэтому мы летаем в космос на хорошем.
Что почитать:
- Агония украинской космонавтики