Найти тему
Изнанка

Интервью с гипнотерапевтом о науке гипноза

О гипнозе, об обучении и применении гипнотерапии начистоту поговорили с Геннадием Ивановым.

— Можете сразу сказать, где помощь гипнотерапевта или гипнолога (кстати, как правильно?) просто необходима?
— Гипнотерапевт — это Авиценна, который лечит, а гипнолог — это Авиценна, который учит. А необходима помощь гипнотерапевта в случаях, когда больному, лежащему на операционном столе, противопоказан наркоз. Ну и в подобных ситуациях.

— Что такое гипноз?
— Сон наяву. Характеризуется разной глубиной, от чего зависит возможность появления гипнотических феноменов: слипание глаз, галлюцинации, забывание, одеревенение конечностей, бесчувственность, способность воспроизводить детское поведение и т.д. В терапии используются, обычно, поверхностные уровни.

— Что выгоднее: оказывать услуги гипнотерапевта или обучать этому ремеслу?
— Экономически выгоднее оказывать услуги. Учат, обычно, те, у кого не заладилось с практикой.

— Но у вас есть практика, и в то же время вы продолжаете преподавать в собственной школе классического гипноза. И кажется, эта школа — одна из старейших в Москве...
— Мой случай не является типичным, поэтому не подходит для иллюстрации стандартной ситуации.

— В чём отличие?
— Я пришел к суггестивным практикам из фундаментальной науки. Я физик, работал научным сотрудником в новосибирском НИИ. Соответственно, моё мировоззрение и мой подход далеки от мистических или идеалистических представлений. Школу в Москве я создал, чтобы научиться самому. Дело в том, что в России гипноз и гипнотерапия, несмотря на серьезные научные школы, не оставил наследия в виде научно-методической литературы. Учебников нет. Поэтому мне пришлось самому как-то систематизировать знания, полученные у учителей и собранные в специальной литературе. Так родилась собственная теоретическая база, которую было необходимо обратить на учеников, чтобы отточить.

-2

— А разве нельзя было просто зарабатывать деньги психологической практикой?
— Я же говорю — нетипичный случай. Будучи порождением новосибирского Академгородка, я не мог поступить иначе. В 2012 году гипнология в России находилась в ужасающем состоянии, и мне ничего не оставалось, как только реализовать свои профессиональные навыки на новом поприще. В результате популяризировал несколько иностранных методик, о которых в России почти ничего не знали. Пару своих разработал. А главное, появилась школа как записанная система знаний по гипнотерапии.

— Где эту книжку можно приобрести и как она называется?
— Я ещё не придумал названия, потому что книга ещё не опубликована. Черновики глав иногда публикую в Сети, но сам учебник выйдет, надеюсь, в мае 2020 года.

— В чем его главное отличие?
— Сложно сказать. Возможно, это не очень традиционный взгляд на гипноз и гипнотерапию. Например, гипнозу, обычно, учатся люди, которые сами нуждаются в помощи гипнотерапевта. Об этом никто не говорит, а я считаю ситуацию абсолютно нормальной. Во время обучения я использую расстройства одних учащихся, чтобы наглядно показать остальным, как осуществляется процесс «лечения словом». В результате мои выпускники выходят не только с дипломом, но и со здоровой психикой.

— Лечение под видом обучения?
— Странная постановка вопроса. Ни разу не думал. Нет. Прием я веду своим чередом, нуждающиеся записываются по интернету. А обучение - это скорее форма удовлетворения научной жилки. Тем более, что среди моих выпускников — половина современных ведущих на ТВ всякого рода гипно-шоу. Это говорит, как минимум, о реальной подготовке. Параллельное оздоровление правильнее рассматривать как бесплатный бонус, «подарок от шеф-повара».

— Сколько зарабатывает практикующий гипнотерапевт?
— В Москве прибыль от сеансов колеблется в пределах 50-2000 т.р.

— Кому бы лично вы рекомендовали услуги гипнотерапевта? Ведь пока это экзотика и никто толком не знает, что даёт гипнотерапия.
— Гипнотерапия создана для людей, неуверенных в себе, а также для тех, кого беспокоят иррациональные чувства и эмоции. Ещё стоит помнить, что псориаз и пневмония — это тоже психосоматические заболевания.

-3

— А если человек наркоман или курильщик?
— Там сложнее. Надо сначала к наркологу и психиатру, потому что такого рода зависимости связаны не с психологией, а с психиатрией. А потом — ко мне, чтобы убрать эмоциональные триггеры.

— Тяжело ли учиться?
— Легко. Легко и увлекательно. Потому что обучение строится на освоении таких гипнотических феноменов, которые можно применить для представлений и развлечений. Процесс познания должен приносить азарт и удовольствие, в противном случае это какой-то другой процесс.

— Не боитесь, что ваши ученики будут использовать гипноз в преступных целях?
— Пока Бог миловал. Хотя мы учим всему, даже цыганскому гипнозу.

— Это когда цыганки на вокзалах снимают часы с лохов, а те покорно отдают?
— Да. Это разговорный гипноз, который включает в себя азы гипнологической науки.

— А какие ещё есть варианты гипноза?
— Их много, но не все одинаково хороши. Например, в России популярен эриксоновский гипноз, хотя с моей точки зрения - это суррогатное учение.

— Как отличить подделку от настоящего гипноза?
— Реальное погружение сопровождается изменением биохимических процессов в организме. То есть гипноз — это не болтовня с большими глазами, а реальное психофизическое воздействие, регистрируемое электронными приборами. Яркий пример — обезболивание. Только настоящий гипноз позволяет свести чувствительность тела до нуля. Это сыграть невозможно.

— И вы этому учите?
— Да.

— А ограничения на обучение есть?
— Есть. Если поступающий на собеседовании мне не понравится.

— А какие люди вам не нравятся?
— Те, кто «ни холоден, ни горяч», как сказано в Писании. Гипноз нуждается в личности.

В роли гипнотерапевта был Геннадий Иванов, владелец группы ВК по гипнозу и одноименного YouTube канала.