В серии переизданий ранних советских книг «А + А» выходили шедевры поистине масштабные, как, например, «Супрематический сказ про два квадрата» Эля Лисицкого и «В облаках» Александра Дейнеки. Что ни говори, обычно эти фамилии мы встречаем в художественной галерее, а не на детской книжной полке; впрочем, скептики утверждают, будто издания заинтересуют скорее коллекционеров, чем юных читателей.
«В облаках» Александра Дейнеки впервые вышла в 1930 году, затем было несколько переизданий. Книга посвящена летательным аппаратам и представляет читателям своего рода каталог авиационного транспорта и приспособлений аэронавта, от парашюта до военного самолёта.
В издании почти нет текста, только подписи к картинкам, вроде «Полёт ночью», «Дирижабль» или «Над морем», набранные прописными буквами — можно сказать, что перед нами тематический альбом работ художника.
На каждом развороте представлены две большие иллюстрации, по одной на полосу, картинки не перегружены деталями, они легкие и воздушные. Как обычно, художник не стремится подчеркнуть индивидуальное и частное, а делает акцент на том прекрасном общем, которое ему нравится: прямые четкие линии крыльев самолётов, парашютных строп, а также полей, причалов и домов, над которыми летают воздушные машины, задают ритм книги, в котором движение идеализировано и от этого чрезвычайно красиво.
Почти на каждой иллюстрации есть люди: это пилоты, которые готовят транспорт к полёту, парашютисты (один их них даже разместился на обложке, раскинув руки подобно чайкам, сопровождающим его полёт), либо взрослые и дети, бегущие вслед за летающим чудом, будь то планер, который необходимо держать за веревку, или старомодный, по нынешним меркам, аэроплан.
В книге ограниченное количество цветов: светлое, синее или жёлто-розовое небо расцвечено контрастами, в которых небесные объекты перекликаются с земными.
Читатель обратит внимание на ярких людей и столь же яркие самолёты, увидит четкую линию горизонта и столь же четкие постройки на земле. Художник с удовольствием играет с пропорциями и перспективой: то мы смотрим на небо снизу вверх, вместе с детьми, разглядывающими маленький белый силуэт самолета на синем небе, то, наоборот, сверху вниз или вперед, будто находясь на месте пилота.
Искусствоведы отмечают, что «производственная книга» московских художников существенно отличается от изданий ленинградских авторов. Если последние сосредоточились на отдельных вещах, пытаясь показать их доступным и понятным читателю образом, то московские художники демонстрировали большее разнообразие тем и подходов, чаще концентрируясь на общих темах.
Характеризуя книжную графику Дейнеки, Мария Онучина отмечает: «Безусловно, в книжно-оформительских работах мастера ощущается стилистическая связь с его плакатной и журнальной графикой, с монументальной живописью. И все же в иллюстрациях раскрываются неожиданные грани дарования художника. Если герои его картин, как правило, выразительны, но несколько тяжеловесны и грубоваты, то рисунки для детских изданий отличаются легкостью и воздушностью, тонким чувством ритма».
В 30-е гг. Дейнека оформил несколько детских изданий в жанре «производственной книги», в том числе «Парад Красной армии» и книгу Б. Уральского «Электромонтёр».
Евгения Шафферт
Автор и иллюстратор Александр Дейнека
Страна Россия
Год издания 2017
Издательство Ад Маргинем
_________________________________
Если вам нравятся истории о книжках-картинках и их создателях, подписывайтесь на наш канал "Картинки и разговоры". А на нашем сайте вы найдете массу полезной информации на эту тему (и мы даже попытались все это как-то систематизировать). А еще у нас есть инстаграм, мы там иногда разыгрываем книги, а в сторис показываем любимые книги из фамильной библиотеки :)
Также вы можете поддержать проект, что поможет нам выпускать больше качественных и интересных материалов.