27 января 2020 года. В США празднуют день научно-популярного журнала «National Geographic». Ему исполнилось 132 года.
«National Geographic» не просто журнал. Это официальное издание Национального географического общества США. Оно было создано в 1888 году. В этом же году был выпущен и самый первый журнал.
Он представлял из себя научное издание с минимальным количеством иллюстраций. Такой сборник научных статей. Современный, широко читабельный вид с большим количеством фотографий, журнал принял спустя 17 лет. И здесь не обошлось без русских. В 1905 году «National Geographic» опубликовал репортаж о Тибете. В публикации использовалось большое количество фотографий неизвестной на тот момент страны. Все фотографии были получены двумя независимыми экспедициями российских учёных-востоковедов Гомбожаба Цыбикова и Овше Норзунова. Фотографии были переданы безвозмездно в неизвестный тогда журнал. «National Geographic» было первое географическое издание в мире, рискнувшее посвятить фотографиям целый ряд разворотов. Это была вынужденная мера, так как текстовых материалов не хватало, и журнал находился на стадии банкротства. Однако эта публикация впервые принесла журналу широкую популярность.
Тем не менее, обложка журнала оставалась текстовой вплоть до 1959 года. Когда же «National Geographic» стали размещать фотографии на обложках своих журналов – они сделали ещё один жирный штрих в формирование своего неповторимого стиля.
В июне 1985 года на обложке «National Geographic» появилась фотография афганской девочки.
Фоторедактор «National Geographic» не хотел использовать эту фотографию, считая её слишком «тяжёлой». Но в итоге уступил и поместил на обложку. И эта фотография стала самой знаменитой и узнаваемой за всю историю существования журнала. Её даже сравнивают с портретом Моны Лизы великого Леонардо и называют Афганской Моной Лизой.
Сегодня журнал «National Geographic» специализируется на статьях о географии, природе, истории, науке и культуре. Все материалы сопровождаются большим количеством качественных фотографий. Это отличительная особенность журнала.
«National Geographic» исповедует приверженность принципам «честной фотографии в эпоху Photoshop». Журнал признаёт, что не всегда их снимки соответствовали реальности. Так, в 1982 году на обложке журнала был размещён снимок Гордона Гахана, на котором был запечатлён караван верблюдов на фоне египетских пирамид в Гизе. Исходный снимок был горизонтальным. Редакторы журнала решили слегка сдвинуть пирамиды, чтобы кадр лучше вписался в вертикальный формат жёлтой рамки.
Даже такое почти незаметное изменение фотографии вызвало широкий общественный резонанс. А работы фотографа Стива Мак-Карри вообще обвиняли в постановочном характере и модификации в Photoshop.
Сегодня, при подборе снимков, «National Geographic» руководствуется следующим правилом: «Является ли данная фотография хорошим представлением того, что видел фотограф?». И ответ всегда должен быть положительным. Каждую фотографию проверяют на подлинность. Все фотожурналисты присылают не только фотографии, но и RAW файлы, чтобы редакторы журнала убедились в оригинальности снимков. Если RAW файла нет, то редакция отказывается от снимка. Каким бы хорошим он не был.
И обязательно нужно упомянуть про логотип журнала – жёлтый прямоугольник. Он символизирует дверь, которая открывается в мир знаний о природе, науке и культуре. Жёлтый цвет тоже выбран не случайно: он выступает здесь как метафора Солнца, которое озаряет собой весь мир и является источником силы и энергии.
С древности жёлтый цвет является символом света. А следовательно и просвещения. Жёлтый цвет является истинным символическим масонским цветом. Он означает, что Великая вещь, нахождению которой посвящён масонский поиск и источник, к которому ведёт масонский путь – есть Свет Истины. И с этой точки зрения выбор жёлтой рамки в качестве символа кажется более понятным.
Но какие бы силы не стояли за этим журналом, мы его любим за качественный материал, качественные фото и уважение к традициям. И если он существует уже 132 года, это уже о чём-то да говорит.