Студенты верят, что если под новый год выйти на балкон, открыть зачетку и громко прокричать
«Халява, приди!», то успешная сдача зимней сессии обеспечена. Но мало кто знает, что делать это далеко не безопасно, поскольку халява на самом деле может прийти, но приятного в этом пришествии будет мало.
В одном из вузов на одном из факультетов (ни то, ни другое для данной истории значения не имеют) учился весьма странный молодой человек. Поговаривали, что он чернокнижник родом из Трансильвании, что корни его семьи уходят далеко в прошлое и где-то там, в глубине веков, переплетаются чуть ли не с самим графом Дракулой. Сам молодой человек убеждал окружающих, что он всего лишь польский подданный, но делал это крайне редко, неуверенно и явно не с польским акцентом. К тому же предъявляемый им паспорт, судя по внешнему виду, прошел огонь и воду, поэтому в достоверность оригинала мало кто верил. К тому же нашего героя подводила яркая внешность: то ли природная склонность к неординарности, то ли простое мужское неумение выбирать одежду заставляли всех без исключения верить в его связь если уж не с самим Дьяволом, то по крайней мере с потусторонним миром. Еще поговаривали, что в своей комнате в общежитии он держит аквариум с лягушками и жуткими пауками, но заглядывать в комнату к Яну Карловичу Халяве никто не решался.
Однокурсники явно недолюбливали Халяву не только за странный и отталкивающий внешний вид и страшные слухи, но и явные успехи в учебе. Не было ни одного преподавателя, который не похвалил бы Яна Карловича. Сначала это казалось вполне обычным: иностранец — не ровня российским обормотам. Но с каждым занятием у однокурсников стало возникать все больше подозрений по поводу подготовленности иностранного студента. Яна редко можно было встретить в библиотеке, и уж тем более неизвестно было, чем он занимался у себя в комнате. Одно было известно достоверно, что по ночам Халява часто отсутствовал. Он уходил с последними лучами солнца и возвращался с первыми, пил странный напиток, от дурного запаха которого вяли цветы, и отправлялся на пары, где ни разу не был замечен спящим на задней парте или хотя бы дремлющим. Он всегда был готов ответить на любой вопрос. Причем правильно или нет отвечал Халява никто не знал, поскольку происходило нечто необъяснимое: все в группе запоминали только тот момент, когда профессор начинал рассыпаться в восторгах по поводу великолепного ответа. Всем только и оставалось, что пожимать плечами и с завистью вздыхать: «Ну, и Халява!»
Был в группе один авантюрист-двоечник, учиться которому было не то, чтобы совсем лень, просто как-то неохота, и он все время изыскивал способы, как бы получить хорошую оценку без сидения в библиотеке и зубрения лекций. Он одним из первых заметил странности, творящиеся вокруг Халявы. И решил выяснить, почему, зачем и как! На один из дней была назначена ночная вылазка, которая должна была прояснить некоторые факты биографии Яна Карловича, поэтому вечером из дверей общежития вышли двое с 5-ти минутным интервалом. Ян уверенным шагом направлялся к роще, он шел ни быстро, ни медленно, но Иван за ним еле успевал, не забывая соблюдать осторожность. Когда оба студента пробирались сквозь деревья, подул странный ветер: деревья стояли неподвижные, зато кусты и траву чуть ли не вырывало с корнем. Иван закрыл глаза рукой, чтоб не поранить, а когда открыл, понял, что потерял объект из виду. Иван еще немного побродил по роще, но боясь встретиться с Яном лицом к лицу в столь поздний час, направился к выходу. И тут в траве он что-то увидел. Иван наклонился и обнаружил зачетку… зачетку Халявы. Спрятав найденное в карман, Иван направился в общежитие. Там он внимательно изучил находку: в ней ровными строчками были проставлены все зачеты и экзамены не только бывших, но и будущей сессии. «Вот, бы мне так…» — мечтательно подумал Иван: его хвосты тянулись за ним с самого первого курса с самой первой сессии, странно, что его вообще еще не выгнали. Он положил находку в верхний ящик стола и пошел рассказать о случившемся соседям.
На следующий день по универу пронесся слух, что один из преподавателей уезжает на стажировку в Америку, поэтому срочным образом закрывает все долги всех нерадивых студентов. Иван, не раздумывая, схватил зачетку из ящика и помчался за долгожданной тройкой. «И зачем же Вам, скажите на милость, еще одна оценка по моему предмету?» — спросил преподаватель чуть не опоздавшего на раздачу хвостов Ивана. Иван вопроса не понял, но мельком взглянул на зачетку и замер от удивления: не было ни одного пробела в его почти пустой прошлой сессии, все оценочки и подписи преподавателей были на месте.
«Перепутал», — все еще в шоковом состоянии ответил Иван и ушел. По дороге домой он понял, что ошибся зачеткой и чуть не умер с горя: теперь точно диплом не дадут. Он открыл первую страницу и с удивлением прочитал свои родные Имя Фамилию и Отчество. Как же так. Его родная зачетка с неудами и непроставленными зачетами преспокойно лежала в ящике стола, но и та, которую он держал, теперь была его! Иван о странной зачетке решил никому пока не говорить, чтобы его не сочли тронутым, но и возвращать чужое добро не собирался. В этот вечер Ян Халява как всегда отправился на таинственную ночную прогулку и не вернулся. Больше его никто никогда не видел.
Шло время, Иван жил не тужил, в университет не ходил, но от этого не страдал, поскольку в нужный срок его новая зачетка рисовала все, что было необходимо. Так он и закончил университет почти с отличием. Ему даже предложили весьма престижную должность в весьма приличной фирме, но когда он пришел туда устраиваться, слу- чилось нечто. «Иван, вы что меняли имя и фамилию за время учебы?» — спросил его кадровик.
«Нет! А почему вы спрашиваете?»
— удивился Иван. «Просто имена в паспорте и дипломе не совпадают…» — недоверчиво протянул все тот же кадровик и вернул Ивану его же собственный диплом, где черными жирными буквами было написано имя… Ян Карлович Халява.
«Вот, так! Халява пришла», — простонал уже не дипломированный Иван.