Недавно в обычном гастрономе шаговой доступности стал свидетелем красноречивой сцены: мужчина со следами «утомления» на лице приставал к покупателям с вопросом, мол, почему они не интересуются алкогольными товарами. И действительно: возле красочных изобильных полок не было ни одного человека. А кассирша подтвердила: да, продажи спиртного заметно резко упали.
Словно специально «в тему» наткнулся в Интернете на статистическую информация о практически двукратном падении спроса на алкоголь в России…
Мы почти все стали заботиться о своем здоровье, многие жители Беларуси оказались приверженцами ЗОЖ – Здорового Образа Жизни. В итоге стало падать потребление алкоголя и прочих вредных продуктов, не в тренде оказались и нездоровые привычки.
Это хорошо! Но в этот красивый тренд не вписывается отечественная экономика, из-за чего наш уровень жизни никак не достигнет не только швейцарского или шведского, но даже прибалтийского.
А почему бы не распространить подходы традиционного ЗОЖа на субъекты хозяйствования, то есть на предприятия, независимо от формы собственности? На первом этапе это может быть ЗОЖ хотя бы в сфере финансов. Здоровое предприятие, исходя из здравого смысла и подхода ЗОЖ, не испытывает проблем с финансами (здоровья хватает!), уверенно смотрит в будущее, не тратит деньги на то, что не способствует хорошему самочувствию. Свободные денежные средства инвестирует в те объекты, которые дают быструю отдачу и способствуют росту реальной прибыли.
Человеческий ЗОЖ поддерживает и улучшает здоровье, рассматривая людей, как единую систему, ориентирующуюся на реально действующие источники здоровья (внешние – от природы, и внутренние – за счет организма в целом). Финансовый ЗОЖ – аналогично – побуждает предприятия ориентироваться на реально действующие источники финансов. Внешние: тех потребителей, которые точно знают, чего они хотят, и сразу платят. Но не на банки и государство! Внутренние: вовлеченный персонал, активно снижающий затраты и разрабатывающий и осваивающий выпуск только такой продукции, которая превышает ожидания потребителей, ну, или хотя бы соответствует им.
Если предприятие следует финансовому ЗОЖу, то оно не может быть токсичным в своих сетях поставок, во взаимоотношениях с поставщиками и другими заинтересованными лицами: то есть всегда вовремя платит по счетам и не убивает партнеров кредиторкой.
Финансово здоровые предприятия, как и люди ЗОЖ, социально ответственные, поскольку у них не только есть сочувствие, но имеются и финансовые ресурсы на превращение сопереживания в денежную и физическую помощь.
Переход к финансовому ЗОЖу сегодня с точки зрения науки и лучших практик не представляет собой фантастическую задачу – все инструменты есть как в виде книг и моря статей, так и в виде современных практик. Конечно, здесь возникает другая проблема: избыток информации сильно затрудняет выбор наилучшего для данного предприятия варианта. Но если на кону самочувствие целого предприятия и каждого его работника, надо действовать, чтобы стать абсолютно финансово здоровым в достаточно короткие сроки. Это вполне реальная задача, нужны лишь воля и желание…
Автор публикации: Александр ВОРОНИН, независимый консультант
Статья на сайте Экономической газеты:
https://neg.by/novosti/otkrytj/o-finansovom-zozh
Использование материала в полном объеме запрещено без получения предварительного письменного разрешения в электронном виде редакции neg.by. За разрешением обращаться на op@neg.by