Однажды мы уже писали про Советские орбитальные станции серии "Салют". Те станции были сущими крохами по сравнению с последующими махинами вроде "Мир" и МКС, однако именно они позволили человеку понять не только как строить на орбите целые города, но и о том, как поддерживать их существование целыми десятилетиями.
У первых космических станций хватало проблем, главной из которых была постепенная выработка топлива, после чего дорогой космический объект превращался в металлом и затоплялся в океане.
Эти станции снабжались с помощью пилотируемых Союзов, по тем временам машиной современной, но из-за экипажа в 3 человека, его полезная нагрузка измерялась считанными килограммами.
20 января 1978 году проблему решили, отправив в космос грузовой корабль "Прогресс", который смог доставить к орбитальной станции Салют-6 запасы топлива и другие полезные грузы, общей массой 2315 кг, из которых 975 кг приходилось на топливо для станции.
По сути, новый ТК был беспилотной версией Союза, но имел и важные отличия. Корабль имел три отсека, первый был герметичным и предназначался для доставки грузов к космической станции, второй- негерметичный, для компонентов токсичного топлива для заправки станции, а в третьем располагались агрегаты и вычислительные устройства.
Любопытный факт, что к моменту первого полета "Прогресса" в СССР уже 2 года эксплуатировался Тяжелый Транспортный корабль с массой полезной нагрузки до 12 600 кг, однако, разработанный в ОКБ-52 Челомея, ТТК ждала печальная судьба. Из-за до конца непонятных причин корабль, превосходивший Союзы был списан в 1982 году, а на его основе делались базовые блоки для станции "Мир".
В отличие от собрата, спустя 38 лет, "Прогресс" по-прежнему в строю и занимается транспортным обеспечением МКС. Для осуществления ручного режима стыковки в модуле "Звезда" Международной станции установлена система ТОРУ , позволяющая осуществлять стыковку корабля с корпусом станции.
Поскольку управление кораблем осуществляется извне, каждая стыковка это предельно ответственный момент. В 1998 году ошибка в этом важном процессе привела к серьезнейшему ДТП на орбите, навсегда вывела из строя целый орбитальный модуль и только чудом не закончилась катастрофой.
Говорить о моральном устаревании корабля пока, что еще рано, однако стоит признать, что он существенно проигрывает новым конкурентам из ЕС, Японии и США в грузоподъемности и многофункциональности, притом в разы, однако аналогов его системы дозаправки станции нет ни одного из конкурентов.
Сам Роскосмос уже давно не устраивает грузоподъемность корабля, еще 10 лет назад, планировалось, что его функцию по доставке грузов к МКС будет выполнять беспилотный многоразовый корабль "Паром", но к 2020 году обещанный корабль так и остался несбывшейся надеждой.
В 2018 году было объявлено, что в ближайшем времени "Прогресс" ждет очередная модернизация в ходе которой он получит возможность возвращать грузы на Землю. Так, что возможно, что полеты этих кораблей увидят еще ваши пра-правнуки. Долгая жизнь вышла у корабля.
Что почитать: