Продолжаем цикл бесед с ученым, лингвистом и переводчиком с древних языков Зои Лионидас. Недавно мы говорили о средневековых рецептах блюд, но не гоже ведь нашим читателям-аристократам самим готовить.
- Давайте уж, Зои, отведите-ка нас на настоящий пир!
- Пиры – это пожалуй, та часть средневековой жизни, о которой каждый слышал хотя бы краем уха. В самом деле, пиры были неотъемлемым атрибутом жизни любого крупного феодала, причем реальный смысл их состоял не в том, чтобы устроить себе и гостям развлечение побогаче или даже набить брюхо заморскими деликатесами – но лишний раз продемонстрировать своим и чужим могущество того или иного владетельного дома.
Пиры делились на праздничные (рождественнские, пасхальные, троицкие и т.д.), ординарные: к примеру, герцог Бургундский Филипп Смелый имел обыкновение устраивать ординарный пир каждое воскресенье, и наконец, пиры устраивавшиеся по особым обстоятельствам: будь то свадьба очередного дворянского отпрыска, рождение ребенка, приезд особенно дорогих гостей, заключение мира и т.д.
- Ну что же нам теперь повода ждать? Нельзя ли просто так собраться?
- Конечно, случались и пиры спонтанного характера, к примеру, Карл VI Французский (в недалеком времени, к сожалению, Карл Безумный), влюбившись с первого взгляда в свою избранницу приказал играть свадьбу уже через день, так что соответствующее торжество пришлось готовить что называется, в авральном режиме: поварята и кухонная прислуга работали посменно, и спали тут же на кухне, вповалку возле стен, чтобы не мешать заступившим на вахту. Но подобные случаи, конечно же, были скорее исключением из правила. При обычном раскладе подготовка к пиру начиналась за неделю, а то и за десять дней.
- Почему так долго?
- В качестве первого шага к хозяину или хозяйке (порой знатные дамы имели право устраивать пиры от собственного имени, причем супруг мог появиться там лишь по приглашению своей половины), вызывался главный церемонимейстер замка. На долгом и обстоятельном совещании в первую очередь обсуждали список приглашенных, вслед за чем к будущим гостям высылали конных или пеших слуг. Кстати говоря, гостями на пиру могли быть отнюдь и не всегда особы голубых кровей, вежливость требовала приглашать на пиры также купцов, поставлявших хозяину продовольствие, ткани или предметы роскоши, а также собственных слуг, чтобы те не считали себя обделенными. В зависимости от согласия или отказа, список утверждался уже окончательно и подготовку можно было начинать уже со всей основательностью.
Список приглашенных был важен не только для того, чтобы уточнить, сколько еды припасти для дорогих гостей и сколько кубков поставить на стол, но также и для того, чтобы определить сколько продуктов какой категории понадобится для предстоящего торжества. Дело в том, что во времена Средневековья, как мы помним, характеризовавшиеся девизом «никакой свободы, никакого равенства, никакого братства», хозяин пира был вовсе не обязан угощать гостей тем, что ел сам. Приглашенные строго делились на категории в зависимости от своей генеалогии и общественного положения.
- Да-да! Недавно совсем с Вами говорили об этом!
- Если в древнем Риме подобное деление вызвало бы настоящий скандал (известна, к примеру, история, где на одном пиру дикого кабана подали одному хозяину, и саркастичный Марциал немедля отреагировал на столь возмутительное поведение эпиграммой: у тебя отличный собеседник (имея в виду кабана)). В Средневековой Европе скандал бы вызвал скорее обратный случай. Так известно, что к примеру дофин (граф) Вьеннский приказывал подавать только себе рубец с шафраном, тогда как всем прочим гостям полагалась пища куда более простая, и возможность смотреть, как славно угощается их хозяин.
- И когда определились со списком гостей...
- Владелец или владелица замка, держа в руках уточненный список гостей, приглашал к себе все того же церемонимейстера и вместе с ним главного повара. На этом новом совещании составлялся окончательный список блюд, количество перемен а также меню для гостей каждой категории; и места, которые каждый из приглашенных должен был занять. Церемонимейстер должен был также озаботиться развлекательной программой – уточнить с хозяином какая музыка будет исполняться во время пира, каких артистов или шутов пригласить на торжество.
Задача главного повара также была не из простых: меню следовало приспособить к сезону, возможности доставки тех или иных продуктов, а также к требованиям церковного календаря. Так сохранилась довольно забавная запись о подготовке пира, должного происходить в начале марта: «фруктов нет – ибо не сезон, молочного нельзя – ибо пост. Вывод: закуска отменяется».
- А когда не пост, то куда за продуктами бежать?
- Каждое уважающее себя крупное феодальное хозяйство имело собственные поля, сады и скотный двор, поставлявших продукты на стол своему владельцу и его гостям. Считалось хорошим тоном также держать рыбные садки, где выращивали для пиров деликатесную рыбу, на птичьем дворе порой вместе с гусями и утками расхаживали журавли, павлины или заморские цесарки. Однако, дичь, несмотря ни на что, считалась мясом особенно лакомым а дикая рыба – предпочтительней набившей оскомину «домашней», так что рыбаки и охотники за несколько дней до предстоящего пира обязательно высылались на промысел. Того, кто доставлял в замок особенно редкую или лакомую добычу ожидала щедрая награда.
За пряностями, сахаром, заморскими винами и прочими лакомствами подобного же рода, слуги отправлялись на рынок, или – для особенно именитых хозяев – поставщикам летели приказы доставить все необходимое к такому-то числу. И наконец, когда искомое наконец-то оказывалось в герцогских или графских кладовых, за дело брались повара.
- Целая бригада поваров?
- На крупной кухне каждый из них имел собственную «специализацию» - были умельцы, готовившие исключительно соусы, были «колбасники», специалисты по супам, жаркому, кондитеры и т.д. Руководил всем процессом главный повар, восседавший как на троне на высоком сидении в середине кухни и громким голосом отдававший приказы своим подопечным.
Один подобный персонаж, Гильом Тирель – повар трех французских королей оставил нам любопытные зарисовки кухонной жизни, сдобренные толикой доброго юмора. В частности, он пишет, что поварешка
«нужна повару, дабы помешивать супы и соуса, а также гнать из кухни мальчишек, наподдав им пониже спины, ежели в том возникнет необходимость».
А скоро мы продолжим разговор о подготовке к пиру. Ссылка будет здесь.
А ещё можете прогуляться пока на средневековый рынок.