Пенсионерка Анна Петровна очень любит нашего президента. Потому что он каждый год прибавляет ей деньжат к пенсии. А теперь даже пообещал закрепить индексацию в главном документе страны — Конституции. В этом году она станет получать на 831 рубль больше благодаря очередной индексации, которую государство назначило с 1 января. Она этой прибавке очень рада, потому что за более чем 30-летний стаж работы на родном предприятии государство дает ей ежемесячно 12,6 тысячи. Этого с трудом хватает на жизнь, а сама Анна Петровна нигде не работает — мешают больные ноги.
Своей жизни у нее давно нет, а дети с внуками давно перебрались в Канаду. Помощи у них Анна Петровна не просит, считает, что им деньги нужнее. Зато от покойного брата ей досталась квартирка в области, которую она сдает хорошим людям, чаще всего семейной паре. Получается чуть меньше 20 тысяч в месяц. С этой суммой Анна Петровна чувствует себя более уверенно: денег хватает не только на еду и лекарства, но и на какие-то обновки и даже на то, чтобы иногда сходить с подругами в театр. «По крайней мере, если помру, то детям будет на что меня похоронить. Не стыдно», — рассуждает она.
Но скоро жизнь Анны Петровны, как и других пяти миллионов россиян (а именно столько, по расчетам Минстроя, сдается квартир), может кардинально поменяться. Ей придется делиться с государством частью своего дохода от аренды квадратных метров. Для того чтобы бороться с такими вот несознательными гражданами, государство использует весь арсенал спецсредств: от big data до налоговых проверок. Цель благая — вывести рынок аренды квартир из тени, а взамен, как обещают чиновники, такие люди, как Анна Петровна, получат привилегии и спокойствие. Например, квартира не попадет к «нехорошим людям», которые станут в ней изготавливать наркотики и бомбы.
Анна Петровна удивлена таким раскладом и искренне не понимает, почему государство, прибавившее с января к ее мизерной пенсии 860 рублей, теперь хочет, чтобы она ежемесячно платила в казну 2 600 рублей налога. «Какие там еще террористы? — спрашивает она меня. — Я со всеми своими квартирантами общаюсь… очень приличные люди, с детьми, работают». Ответить мне ей нечего, поэтому успокаиваю, что эта инициатива властей так и останется на бумаге. Уже сколько раз пробовали брать налоги с арендаторов, то привлекая для этого участковых, то воздействуя на сознательность соседей, но что-то не получалось…
Правда, в этот раз есть вероятность, что за тех, кто сдает квартиры, возьмутся всерьез. Новый глава правительства весьма недвусмысленно дал понять, что нас ждет тотальный контроль за доходами. Называться все это будет единой базой учета доходов населения, для ее создания используют все современные технологии. И вполне возможно, что бывший налоговик, ухитрившийся в застойной экономике повысить собираемость налогов в десятки раз, способен выполнить обещанное.
Для пенсионеров, многие из которых сдают свои квартиры, чтобы хоть как-то обеспечить себе существование в старости, эта новость крайне неприятная. Тем более что никто не знает, сколько государство будет брать налогов через пять лет. А через 10—15 — тем более. Конечно, это не значит, что стоит отказаться от планов прикупить недвижимость, чтобы потом было на что жить на пенсии. Но иметь в виду стоит. Тем более если речь идет не об одном, а о двух и больше объектах недвижимости. Думаю, что способов обойти претензии налоговой и платить найдется масса (умные люди посоветуют), но сам тренд, конечно, огорчает.
Слава Добрый