Мне очень нравится Ту-154 , особенно в ранней схеме окраски "Аэрофлота"и очень жаль что его нет в Центральном музее ВВС в Монино. В нынешнее время перегнать туда самолет такого размера крайне сложно , поэтому появление его в экспозиции музея маловероятно.
Теперь давайте посмотрим сколько их сохранилось из первых 120 произведенных и где они находятся. Речь о тех бортах, которые были изначально Ту-154 без буквы или Ту-154А. Кстати многие из этих бортов были потом модернизированы до Ту-154Б.
Итак, самый старый из сохранившихся находится на учебном аэродроме СГАУ в Самаре (85003 - третий , предсерийный) По слухам на нем ещё работает часть систем и он более-менее комплектен.
85009 - сохранился в Киеве , в Национальном авиационном университете. Из плюсов - он хранится в помещении, из минусов - он частично "препарирован", поскольку является учебным пособием.
Дальше следуют первые серийные машины 85010 и 85011, которые сохранились в Егорьевском авиационном техническом колледже.
Поскольку в Егорьевске нет полосы, самолеты садились в поле и их тащили тракторами на площадку училища на специальных санях.
Будет очень обидно если эти самолеты внезапно распилят , как это произошло с Ил-18 , которые тоже когда то хранились на этой площадке.
85015, 85064 и 85081 сохранились в Омске, тоже на учебной площадке ( Омский летно-технический колледж).
85020 стоит в музее в Жулянах, как раз напротив прототипа Ил-86 86000
Интересная судьба у 85035. В конце 80-х он был переоборудован в летающую лабораторию для экспериментов с двигателями на криогенном топливе. На данный момент хранится на территории ЛИИ , в Жуковском.
85040 сохранился на площадке Криворожского авиационного училища.
45 серийный ( HA-LCA) самолет сохранился в Будапеште.Несмотря на то , что его долго использовали в качестве пожарного тренажера , его отреставрировали и сейчас он вполне прилично выглядит.
46 серийный (бывш. HA-LCB ) тоже изначально поставлялся в Венгрию,теперь находится в Штутгарте и используется в качестве пожарного тренажера.
85050 в начале карьеры попал в Египет, потом вернулся в СССР , а летать закончил в Узбекистане. Стоит на аэродроме Ташкент-Восточный.
85057 тоже работает пожарным тренажером, только уже в Абу-Даби.
85061 сохранился в музее гражданской авиации в Ульяновске
Ну и завершить обзор я хотел бы упоминанием 85117, который используется тоже в качестве тренажера в Барнауле.
В целом, сохранилось достаточно много ранних Ту-154 на учебных площадках, главное чтобы из внезапно не распилили. В музеях пока только два самолета.