Найти тему
Добрый ушной фей

Доступ к электронной медицинской карте. Возможные риски по ту сторону правды

Новый год успел порадовать многих. Он преподнёс больше сюрпризов, чем ожидали рядовые граждане, вроде меня. Из всех новостей вокруг медицинского сообщества самый большой резонанс, как мне кажется, получила информация о доступе к электронной медицинской карте пациента.

По сути своей, электронная медкарта – это тот материал в компьютерах, распечатывая который мы собираем обычную амбулаторную карту (амбулаторную в случае лечения пациента в поликлинике), с важной особенностью в виде контроля каждого протокола вышестоящими сотрудниками. По сути, получается две амбулаторных карты: одна – в электронном виде, вторая – в бумажном. Очевидно, что разного рода чушь, которую предполагают увидеть некоторые пациенты, найти там крайне тяжело из-за постоянного контроля непосредственного начальства и сотрудников департамента. Уж поверьте, работать согласно требованиям закона и соответствующим образом оформлять документы врачи стараются изо всех сил под угрозами разного вида и уровня.

Возможность доступа к электронной медицинской карте мало отразится на враче, но окажет определённое влияние на пациента. Простой пример первым напрашивается в голову: кажущиеся отличия в назначениях. Например, врач прописал вам спрей для носа на выбор – Назонекс или Дезринит, а в карте написано Мометазон. Ошибки или подлога со стороны врача нет, потому что в обоих спреях содержится действующее вещество, указанное в карте. Я о том и говорю: отличия кажущиеся. Уточнения с росписью двух или более названий делаются для удобства пациента (по собственной их просьбе: "напишите, что подешевле", "напишите, что российское", "напишите, что точно будет в аптеке"). К сожалению, сами пациенты об этом забывают и очень удивляются, увидев в списке рекомендаций незнакомые слова.

Не меньшую тревогу у людей вызывает опасность потери контроля над личными данными. Разумный страх. Электронные базы из иных областей жизни человеческой регулярно подвергаются атакам с последующей утечкой конфиденциальных данных; страх подкрепляют слухи о недобросовестности сотрудников (например, банковских) с высоким уровнем доступа. А тут информация под защитой врачебной тайны, чрезвычайно сокровенная и болезненная. Дело за блюстителями кибер-безопасности, врачи бессильны. А в ваших силах проверять доступность или недоступность информации на официальном сайте департамента.

Мой вам совет, если откроете доступ к электронной медицинской карте, не обращайте внимания на несоответствия, потому что они окажутся слишком незначительными с точки зрения пользы вашему здоровью. Громоздкие записи с большим количеством терминов и формальностей – это требование к специалисту, а с пациентом врач говорит человеческим языком, чтобы объяснить необходимость лечения (или, наоборот, отсутствие необходимости) и не позволить впасть в панику при виде диагноза. Звучит по-разному, а смысл везде одинаков.

И, конечно же, компьютер способен давать сбой. Единая по сотням поликлиник система, с которой приходится работать и мне, работает стабильно в масштабах самой системы. Конкретные ошибки не влияют на статистику, но для врача создают колоссальную проблему при оформлении карты конкретного пациента. Если вы найдёте в карте запись с диагнозом и рекомендациями, которые точно не имеют к вам никакого отношения (например, на странице с вашей фамилией фигурирует диагноз "перелом носа", а вы обращались с заложенностью в ухе), не угрожайте врачу физической расправой. Есть вероятность, что в ваш осмотр продублировались данные пациента, пришедшего на один талон раньше. Судите сами, с точки зрения логики, врач не может заполнить два протокола осмотра идентично у разных людей, а вот система имеет свойство работать некорректно. Я бы и сам мог сомневаться в искренности собственных слов, не столкнись с таким пару десятков раз.

С добрыми пожеланиями, доктор Андрей Моисеев.