Найти тему
HistoryMan

Тайна Золотой маски Тутанхамона

«Находка века» была связана с именами английского археолога Говарда Картера и лорда Карнарвона, многие годы копавших в Долине царей на берегу Нила. Археологические исследования в Долине продолжались много лет и ни одному из искателей не приносили удачи. Помог случай — они наткнулись на необычный архитектурный ход, который должен был куда-то привести.

Самый неизвестный фараон

До того как Картер и Карнарвон приступили к раскопкам в Долине царей, имя Тутанхамона было известно лишь по одной-двум печатям, где упоминалось его имя. Никто даже не знал, что он имел царский титул. Некоторые считали, что такого фараона вовсе не было, а печати вполне могли принадлежать просто какому-то богатому египтянину. Можно сказать, что Тутанхамон появился на свет благодаря Картеру, до этого он был лишь смутной исторической тенью.

Оказалось, фараон вступил на престол ещё ребёнком, а умер в девятнадцать лет. Найденные сокровища стали его «звёздным часом», пусть даже и после смерти. Дело в том, что даже хорошо сохранившиеся погребения были разграблены в древности. А вот усыпальница юноши-фараона была заполнена колоссальным количеством ритуальных изделий, исполненных из золота, бронзы, драгоценных камней. И все же особое место занимала маска — портрет правителя, выкованный из золота.

Она покрывала голову и плечи мумии. Это прекрасный и единственный в своём роде образец портрета Древнего Египта. Скульптору удалось с большим мастерством передать лицо фараона со спокойным и печальным выражением, напоминающим о юности, которой не суждено было превратиться в зрелость. На лбу помещены знаки царской власти: коршун Нехебт и змея Буто — эмблемы Верхнего и Нижнего Египта. Заплетённая в косичку борода — символ бога загробного царства Осириса. Археологи вскрывали пелены мумии, изымая из-под каждого слоя новые и новые предметы, которые должны были сопровождать фараона в другой жизни. Амулеты, украшения, ожерелья, среди которых золотыми были 143 набора. За поясом мумии был размещён золотой кинжал. Рукоятка его орнаментирована золотой зернью и обвита полосами полудрагоценных камней. Ножны состоят из рельефных изображений диких зверей.

-2

В оформлении маски использованы разные материалы, в том числе смальта и нефрит — ритуальный и редкий камень. Его в Египте никогда не было, что позволяет некоторым скептикам сомневаться в принадлежности маски именно Тутанхамону и выдвигать версию о том, что это подделка. Так что тайна египетского нефрита до сих пор не разгадана.

По сторонам саркофага археологи увидели несколько алебастровых ваз. Одна из них была выполнена в виде распустившегося лотоса с человеческими фигурами на изящных ручках. Другая изображала мифического льва, вставшего на задние лапы. При изготовлении ритуальных саркофагов для внутренностей фараона использовались яркие красные и зелёные камни, слоновая кость, лазурит и малахит, листовое золото. Черты фараона повторялись в многочисленных статуэтках царя, изображённого на ладье, на льве, в виде жреца, охотника, правителя.

Несмотря на то, что в гробнице обнаружено семь статуй фараона, и некоторые из них в человеческий рост, они разительно отличаются друг от друга. В одной он предстаёт правителем, в другой — жрецом, в третьей — укротителем диких зверей.

Среди особенно художественно исполненных находок захоронения следует указать золотое опахало со сценами охоты фараона, царский скипетр, лук, подвески в форме скарабея — символа «солнечного бога». Даже бытовые изделия, которые попали в захоронение в силу их постоянного использования в повседневной жизни Тутанхамона, поражали совершенством — золотые серьги в виде утки, распахнувшей крылья, золотая подвеска в виде коршуна Нехебт, другая — со скарабеем и двумя павианами, держащими на головах солнечные диски. Символика бога солнца обыграна в большинстве украшений захоронения: солнце на восходе и на закате, солнце и противостоящая ему луна.

Некоторые изделия благодаря рельефам и инкрустациям иллюстрировали бытовую жизнь правителя, другие — его участие в жреческих обрядах, третьи — ритуалы в управлении Верхним или Нижним Египтом. Весь мир был буквально опьянен этой находкой. Отрезвление наступило несколько позже.

И первый вопрос в этом ряду касался нарушений египетских законов.

Как это удалось?

Первым фактом нарушения египетского закона о художественных ценностях было то, что гробницу не закрыли после беглого осмотра через дыру при свете свечи — а ведь между открытием гробницы и извлечением сокровищ прошло некоторое время.

Картер, Карнарвон, дочь Картера Эвелина и Каллендер ночью 26 ноября 1922 года проникли внутрь и внимательно осмотрели первую камеру, составлявшую часть погребального комплекса.

Здесь между двумя большими, в человеческий рост, скульптурами мальчика-царя они обнаружили заделанную и опечатанную жрецами-хранителями дверь в камеру захоронения. Ночные посетители, взломав часть двери у самого пола (чтобы было менее заметно), проникли в усыпальницу. Когда они возвратились в переднюю камеру, взлом был замаскирован и прикрыт предметами.

Томас Ховинг в своей книге «Тутанхамон: нерассказанная история» описал выставленные в музеях США 29 бесценных произведений, никогда не продававшихся официально Каиром, утверждающим, что он владеет всем кладом Тутанхамона. Естественна мысль о том, что подлинники поступили и в Метрополитен-музей, и в музеи Бостона, Кливленда, Канзас-Сити, Цинциннати через руки археолога Картера и лорда Карнарвона. Документы подтвердили возникшее у исследователя подозрение.

-3

Работник египетского департамента химии Альфред Лукас присоединился к экспедиции Картера в декабре 1922 года, и они пробыли вместе десять лет. Уже после смерти руководителей экспедиции Лукас написал заметку-впечатление в египетский археологический журнал. Именно там находится продолжение ночной истории четырёх человек, намеренно преступивших закон Египта.

«Ходит много таинственных рассказов об этой дыре грабителей, — писал Лукас. — Когда я впервые оказался в гробнице 20 декабря (то есть через три недели после сделанного открытия), дыра была замаскирована крышкой от корзины или какой-то плетенкой и камышами, поднятыми с пола мистером Картером».

Так он ставит точку в вопросе в незаконных действиях открывателей: «Опубликованное заявление мистера Картера о том, что дыра была заделана и опечатана в древности, вводит в заблуждение. В отличие от входа в гробницу, отверстие было заделано и опечатано не жрецами, а самим мистером Картером.

Когда я только начал работать с ним, мистер Картер показал мне это место, а когда я сказал, что очень уж это все не похоже на древнюю работу, он согласился и признался, что это сделал он!»

Одни из самых ценных экспонатов Метрополитен-музея — находящиеся в египетском отделе фигурки газели и коня, исполненные замечательным анималистом из слоновой кости в манере, которую можно сопоставить с пластикой, обнаруженной в гробнице Тутанхамона. Блестяще-моделированные, с тонко проработанным силуэтом, эти статуэтки привлекли внимание лорда Карнарвона и вместе с его наследством оказались в Америке. Найденное Ховингом письмо Картеру об этом «приобретении» указывало на то, что лорд предупреждал соратника о сокрытии места находок своих ценностей.

Возвратимся к записям Альфреда Лукаса, прямо указывавшего, что ещё до официального вскрытия он видел в доме Картера чашу и прекрасный ларец для благовоний. Сотрудник археолога заявил: «…Очевидно, он (ларец. — Ю.Г.) был найден, когда лорд Карнарвон и мистер Картер впервые проникли в погребальную камеру». Правда, следует указать, что оба изделия позднее передали в Каир, где разместились редкие находки из гробницы, но они были не только слишком заметны, но и помечены карту-шами, что могли сразу и не заметить. Самой неожиданной оказалась история с винной корзиной, явно хранившей похищенное произведение, ставшее предметом разбирательства с властями.

Египетские чиновники и работники Каирского музея осматривали не только всё в самой гробнице и прилегающем помещении, но и археологические службы, склады, мастерские, подсобные помещения экспедиции. На складе археологов египтян неожиданно заинтересовала гора корзин из-под вина фирмы «Фортнэм энд Мэйсон». Тара была пуста, но дотошность контролёров заставила их перевернуть каждую корзину и обнаружить среди использованных одну, в которой оказалась деревянная скульптура — бюст мальчика-царя. Бюст не прошёл инвентаризационную опись и не был зарегистрирован археологом Картером.

Вскоре после открытия гробницы Тутанхамона Картер получил послание от куратора египетского отдела Метрополитен-музея Альберта Литгоу, в котором музей предлагал помочь экспедиции всеми имеющимися средствами. Американец сообщал, что попечители музея «очень бы желали адекватным образом выразить свою признательность за всё, что сделали лорд Карнарвон и вы…». Ховинг сумел дать ответ на этот вопрос, выстроив длинную цепочку фактов, свидетельствовавших о многолетней контрабандной деятельности двух учёных-англичан.

Посёлок Курне на берегу Нила, почти напротив современного Луксора, снискал славу как прибежище гробокопателей Древнего Египта. Докапывая размытые гробницы, гробокопатели собирали, если таковое случалось, клад и по частям предлагали древности коллекционерам. Археолог Картер служил посредником между ними и американскими музеями.

На деньги банкиров

Британский египтолог Джеральд Оверолл в своём исследовании «Обманувшие Тутанхамона» высказал предположение, что гробница фараона была открыта не в 1922 году, а семью годами раньше. Говард Картер, по словам автора, которому фактически были отданы на откуп раскопки в Долине царей, фактически руководил бандой профессиональных расхитителей гробниц, а Карнарвон финансировал это ограбление. За два месяца до опубликования отчёта Карнарвон дал интервью одному американскому журналу, в котором подробно перечислил… будущие экспонаты, выдав это за «научную догадку». По подсчётам Оверолла, «творческий дуэт двух «К» похитил из знаменитой гробницы 329 бесценных реликвий, из которых 300 до сих пор хранятся в фамильной резиденции Карнарвонов в Лондоне, а остальные рассеяны по частным коллекциям в США.

Оверолл напоминает, что Карнарвон был связан с кланом Ротшильдов, значительная часть состояния которых связана с практикой разграбления царских могил, хранивших золото и драгоценности. После смерти Альфреда Ротшильда в 1918 году Карнарвон женился на его единственной приёмной дочери, и именно клан мультимиллионеров финансировал его раскопки. Согласно контракту, Ротшильды должны были получить значительную долю находок, но Карнарвон попытался перехитрить своих спонсоров, заведя дело по перепродаже ценностей в США.

Как считает Оверолл, лорд был устранён наёмным убийцей — отравителем, а вслед за ним подобная участь постигла других участников раскопок, которые знали или могли знать о проворачиваемой афёре. Избранный способ расправы получил мистическую окраску благодаря тому, что вокруг древних захоронений и погибших древних городов всегда бытовало много сказаний и легенд, придававших правдоподобность происходившему.