Во всём мире с середины 1920-х до начала Второй Мировой войны царил изысканно-пугающий, шикарный стиль Ар Деко, названный так после нашумевшей выставки 1925 года - Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes. Это были смелые и даже наглые геометрические линии, пересекающие под странными углами, концентрические круги, острые углы (псевдо-готическая изюминка) и — такая же жгучая любовь к экзотике, вроде ожерелий в египетском стиле и странных фигур - человеческих или анималистических - в декоре.
Всё это оформлялось очень дорого-богато, с непременным намёком на буржуазные вкусы. А вот в Советском Союзе это направление как-то не любили. Его, в сущности, критиковали за эклектичность и ультра-модность. Его брали (украдкой). Так явное обращение к Ар Деко прослеживается в оформлении станций метро «Аэропорт» и «Маяковская», но в целом СССР воспринял тогда линию неоклассицизма и следовал ей с догматической дотошностью. Правда, существовали лазейки для «модничанья» - это ...детские сказки.
Например, кино-версия русской-народной сказки «Василиса Прекрасная» - это интереснейшее обращение к штампованным, даже карикатурным, нарочитым образцам Ар Деко. Я не имею в виду халабуду Иванушки и его братьев, разумеется (это совсем иной Art); я о дворце Змея, что, в общем-то, соответствует отношению советского агитпропа к этому буржуйскому Déco. Так мог бы выглядеть банк Главного Буржуина или его же дворец.
Когда Баба-Яга вводит Василису в идеально-круглый зал с типовым ар-декошным полом (круги-круги-круги) и псевдо-готическими стенами — всё становится ясно. Перед нами — логово врага. И главное, что декораторы подошли к теме с любовью, страстью и большим вкусом. Это — стилистическая супер-пародия на Ар Деко и его зеркальные, как бы многократно повторяющиеся фрагменты пространства - идеально ровного, но при том - искажённого.
Zina Korzina / Галина Иванкина (с)