Найти тему
НУАР-NOIR

Поcтыдcтво мрачных устремлений

Морализаторский аспект иллюстраций Сола Теппера

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!

В нашем путешествии по мрачному криминальному жанру (нуару) и визуальным образам, с ним связанным, мы подошли к весьма интересной для рассуждений «остановке». Но прежде чем обратиться непосредственно к иллюстрациям, хотелось бы сделать небольшое отступление в историю кинематографа.

-2

Почему среди создателей нуара (казалось бы, явления сугубо американского) оказалось очень много европейцев: немцев и французов? Часть перебралась в США после прихода в Германии к власти Гитлера, часть – перед началом Второй мировой войны. Многие из европейских кинематографистов представляли себе Голливуд, как действительную «фабрику грёз». Однако реальность их очень и очень разочаровала. В Голливуде действовала жутчайшая цензура, которая была благовидно замаскирована под «кодекс Хайеса». Массовые ограничения в выборе и развитии сюжетов привели к тому, что нуар стал своего рода «уловкой», попыткой обойти «хитрые запреты».

-3

По этой причине становится понятно, почему нуар был жанром не просто «критическим», но и весьма «скептическим». Во многих нуар-фильмах обличалось американское лицемерие. Однако когда мрачный жанр оказался на подъеме и стал модным явлением, его попытались «использовать». С одной стороны политика маккартизма была направлена против многих голливудских режиссеров. Нуар-творцов так и вовсе обвиняли в «очернительстве американской действительности». С другой стороны создавались сугубо «пропагандистские» нуар-ленты, которые применяли в политических целях. В качестве примера можно привести «Происшествие на Саут-стрит» (1953)

-4

Теперь вам должно быть понято, что отнюдь не все мрачные журнальные иллюстрации можно отнести к «аутентичному» нуару. Примером подобного «двоемыслия» могут быть некоторые работы Сола Теппера. С одной стороны, он использовал визуальные элементы, присущие мрачным криминальным трагедиям, но вкладывал в них несколько иное «содержание»

-5

Порывы страсти осуждаются и подаются как «неподобающие». Не стоит забывать, что американское лицемерие всегда было сильно в сегменте «успешного» искусства. А Сол Теппер был не просто успешным, а одним из символов «американского успеха». Он был не только художником, но также песенником, активно сотрудничавшим с Гленом Миллером, Эллой Фитцджеральд и многими другими знаковыми фигурами популярной музыки середины ХХ века.

-6

Мог ли успешный человек осуждать источник своего успеха? Едва ли. По этой причине на многих иллюстрациях Теппера нуарные приемы перенесены в среду вестерна. Формально вестерн и нуар – это жанры-антагонисты. В вестерне всё предельно просто и понятно: вот - хорошие и вот - плохие. В нуаре нет собственно «хороших» и собственно «плохих». Однако став заметным явлением мировой культуры, нуар породил спрос на себя. А потому его пришлось «адаптировать». В итоге в «выхолощенной» версии можно найти не только «хороших» и «плохих», но даже возмутительную мысль, мол, бедные сами виноваты в своих проблемах.

-7

Отсюда и главный посыл многих мрачных иллюстраций Сола Теппера – стыдитесь своих устремлений. НО… Если вы будет вести хорошо и играть по правилам, то у вас не будет проблем. Опять же выводит на известное противостояние материализма и идеализма.

-8

Не удивительно, что Теппер сделал себя имя и состояние вовсе не на иллюстрациях для криминальных романов и не на афишах для мрачных фильмов, а на коммерческой рекламе, которая предназначалась для крупнейших корпораций. Не случайно в числе «друзей» Сола Теппера значились: Кока-Кола, Дженерал Электрик, Дженерал Моторс и многие другие «генералы». Что лично до меня, то пусть нуар останется «аутсайдером», но сохранит свой мрак в «первозданной чистоте».

-9

На этом мы заканчиваем наш сегодняшний рассказ. Однако в само ближайшем будущем продолжим знакомить Вас с творчеством художников и иллюстраторов, что повлияли на возникновение и развитие нуара. А потому не забывайте читать наши новые статьи! А ещё лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко, автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара».

Cайт про жанр нуар http://noir-film.ru/

«Жаркое место»: кадры прекрасной Коннелли, кои не встретишь в киноведческих журналах

Радующая глаз тссс…символ нуара