Найти тему
Алекс Турчин о кино

20 Лучших фильмов 2019 года

18 картин, вышедших на наши экраны в 2019-ом, каждая из которых сделала ушедший киногод чуточку интересней.

Зелёная книга

-2

Чертовски живое роуд-муви, которое не скупится ни на юмор (рождённый от столкновения представителей двух социальных слоёв), ни на пищу для размышлений – даже спустя полвека после описываемых событий, история «Зелёной книги» всё ещё остаётся злободневной.

Красивый мальчик

Ещё один фильм по мотивам реальных событий, на этот раз – наших современников: семьи, столкнувшейся с наркозависимостью сына. В фильме нет даже намёка на легкомысленную романтизацию падения, как нет и малейшего намёка на какую-то “чернуху”.
Зато есть история отчаявшихся, но упёртых родителей, рьяно бьющихся против недуга и предрассудков за жизнь своего ребёнка.

Алита

-3

История про избранного, который должен вспомнить, кто он, и спасти мир – это уже немного пошлость, но спасает «Алиту» какой-то просто крышесносный в своей изобретательности и интенсивности экшен, и феноменальная самоотдача актрисы Розы Салазар: не влюбиться в её Алиту просто физически невозможно.

Середина ‘90-ых

-4

Из яркого сайдкика, весело оттеняющего статусность всяческих дикаприев и питтов, актёр Джона Хилл внезапно вырос в интересного режиссёра-дебютанта, снявшего довольно любопытное кино: одновременно ностальгическое и крайне актуальное. Те, кто рос в ‘90-е, вспомнят, какими они были; а современные подростки наверняка узнают в героях фильма самих себя. И, если повезёт, вовремя сделают кое-какие выводы.

Закатать в асфальт

-5

Два честных копа загнаны в угол хищными СМИ и забыты беззубым начальством. Вакуум социальной справедливости толкает их во мрак беззакония, и какими бы благими намерениями не были ведомы герои – финал их истории донельзя суров, но справедлив. Максимальный саспенс, точечное сверхнасилие и блистательный дуэт Мэла Гибсона и Винса Вона.

Профессор и безумец a.k.a. Игры разумов

-6

В иное время фильм с Гибсоном и Шоном Пенном был бы в пятёрке самых ожидаемых и обсуждаемых релизов года. Но реальность жестока: потрясающий тандем двух голливудских тяжеловесов безнадёжно теряется среди конвейерной шелухи и разрекламированных пустышек, а безукоризненная история в духе большого старого Голливуда падает жертвой закулисной студийно-продюсерской жадности. Что, впрочем, ни на йоту не умаляет достоинств этой потайной жемчужины.

Золотая перчатка

-7

«Дом, который построил Джек» наполнен витиеватыми философскими тирадами героев и шокирующими режиссёрскими вольностями. Если кому-то это показалось чрезмерным – на помощь спешит «Золотая перчатка» – новая история охотника на людей, напрочь лишённая метафизической подоплёки, но под завязку набитая выразительнейшим насилием и шокирующим в своей достоверности воссозданием жизни, быта и развлечений рабочего класса Западной Германии эпохи “застоя”.

Рокетмен

-8

После колоссального успеха фильма «Богемная рапсодия», объединённая музыкальная киновселенная буквально через каких-то полгода пополнилась следующей главой – историей жизни и творческого пути Элтона Джона. Конечно, тягаться одному композитору с четвёркой композиторов из Queen было бы просто неспортивно, поэтому авторы «Рокетмена» решили пойти не по пути лобового воспроизведения песен Сэра Элтона, а по рисковому пути мюзикла, доверив исполнителю главной роли – актёру Тэрону Эджертону – самому спеть все музыкальные партии. Оправдался ли этот риск? С лихвой!

Паразиты

-9

Стартовав как авантюрная комедия, фильм постепенно мутировал в мощную злободневную драму с непредсказуемым финалом. Опираясь сугубо на “сарафан”, эта остросоциальная притча наделала немало шума и стала маленькой сенсацией: «Паразиты» обставили в Каннах «Однажды в… Голливуде», а Кодзима назвал картину лучшим фильмом года. Получая за «Паразитов» Золотой глобус, корейский режиссёр Пон Чжун Хо выразил надежду, что зарубежное кино сумеет ужиться с массовым кинопродуктом, отвоюет место под солнцем и найдёт широкую аудиторию.

Мёртвые не умирают

Джармуш, будучи одним из самых ярких представителей авторского артхаусного кино, внезапно ступил на поле кино массового и снял совершенно ромеровский зомби-хоррор: кровавый и с хлёстким социальным посылом – досталось, прежде всего, жертвам потребительского бума, но и про актуальную повестку с растаптыванием образа республиканца Джармуш тоже не забыл. Добавьте к этому километры ироничных диалогов, роскошный актёрский состав – Мюррей, Уэйтс, Игги Поп, Гловер, Драйвер, Суинтон – и вы получите один из самых нетипичных фильмов ужасов последних лет, испортить который не смогло даже неуместное проламывание 4-й стены.

Однажды в… Голливуде

-10

В год 25-летия «Криминального чтива», Тарантино прервал свои исторические исследования Дикого Запада и Второй мировой войны, чтобы вернуться на залитые солнцем улицы Лос-Анджелеса, заселённые беззаботными и красивыми людьми, и снять, похоже, свой самый личный фильм. В нём Квентин в мельчайших деталях воссоздал атмосферу и сумел передать дух телевидения и кино, которые заложили основу его зрительских симпатий и повлияли на формирование режиссёрского почерка. Эксперимент невероятно смелый, но, учитывая глубину погружения в материал и абсолютную неподготовленность зрителя в вопросах “кто-есть-кто в Голливуде ’60-ых” – практически самоубийственный. Современный зритель, приученный самим Квентином к историям вполне определённого толка, справедливо ждал танцующих, палящих и ведущих восхитительный трёп обитателей полукриминального мира, а получил неожиданную историю крепкой мужской дружбы и трогательную попытку восстановить историческую справедливость.

Вчера

Оскароносный Дэнни Бойл вместе с автором сценариев таких нетленок, как «Реальная любовь» и «Ноттинг Хилл», объединились для масштабной мистификации – заставить всех забыть про существование The Beatles. Всех, кроме обычного продавца из английского супермаркета. Интригующий синопсис, увы, не получает должного развития: неординарный сюжет упирается в нонстоп-угрызения главного героя, а потом и вовсе теряется за романтической линией. Спасает фильм единственная предкульминационная сцена: щемящая, лиричная и пронизанная какой-то светлой грустью, она безупречно выбивает ностальгические “десять битлов из десяти”.

Ad Astra a.k.a. К звёздам

-11

Весьма нетипичное как для американского кинорынка, так и для Питта кино, которое начинается как чисто голливудская приключенческая фантастика, а потом быстро мутирует едва ли не в артхаус, из которого то тут, то там торчат уши «Соляриса». Если бы авторам удалось удержаться от губительного закадрового голоса – лента смотрелась ба на порядок лучше.

Джокер

-12

Если в экранизации конца ’80-ых Джокер появился из-за токсичных химикатов, то тридцать лет спустя причиной появления главной головной боли Бэтмена стало уже токсичное общество. Не совсем удобное, но предельно честное и жёсткое высказывание на тему человеческого одиночества и отчаяния как прямого следствия бессердечности и безразличия окружающих.

Форд против Феррари

-13

Счастлив тот, кто нашёл своё призвание в жизни. Им ни дня не придётся работать – всё своё время они посвятят хобби. Но куда счастливей, интересней и важней для истории те из них, кто ставит перед собой сверхзадачи и толкает прогресс вперёд. Эти счастливчики становятся легендами. Их можно обманывать, чинить им преграды и даже обокрасть, но у них нельзя отобрать мечту. Безумству одержимых храбрецов и салютует этот масштабный биографический фильм.

Солнцестояние

-14

Ари Астер – режиссёр и сценарист, чьё имя определённо стоит запомнить: после громкого дебюта фильмом «Реинкарнация» (обескураживающего и гипнотизирующего своей иррациональностью и непредсказуемостью), мистер Астер представил свой второй фильм «Солнцестояние» – неспешно набирающее обороты исследование жизни закрытой скандинавской коммуны, чьи традиции и обряды становятся большим сюрпризом как для попавших туда американских студентов, так и для зрителя. Фильм стал мощным признанием в любви классическому этно-хоррору «Плетёный человек», и закрепил Ари Астера в статусе яркого и самобытного автора.

Достать ножи

-15

Жанр классического детектива в лучших традициях Агаты Кристи сегодня практически вымер, и эту нишу (пустующую по какому-то совершенно преступному недоразумению) решил занять Райан Джонсон, снявший по собственному сценарию «Достать ножи» – стильный, ослепительно красивый и по-хорошему старомодный детектив про скоропостижно почившего 85-летнего писателя-миллионера, его не совсем простых наследниках и дотошного частного детектива, который уверен – у каждого члена этого большого семейства есть свой мотив.

Ирландец

-16

Грандиозное историческое полотно, собравшее вместе Пачино, ДеНиро, Харви Кейтеля и даже Джо Пеши, который ради роли в «Ирландце» прервал своё десятилетнее отсутствие на экранах. Фильм охватывает полувековой период американской истории, где закулисье Карибского кризиса, инцидента на улице Вязов в Далласе и кубинской революции тесно переплелось с историей славных парней со злых американских улиц. Картине досталось за определённую сентиментальность (но каким ещё должен быть фильм, в котором сыграли актёры-ветераны, знакомые с начала ’70-ых?) и хронометраж: кто-то даже предложил вариант поминутной “разбивки” фильма на четыре серии, чтобы просмотр 3,5-часового фильма не был таким болезненным… Но уж если в «Ирландце» что-то и может причинить боль, так это не какой-то “неподъёмный” хронометраж, не сентиментальность и не шероховатости с преодолением Эффекта мёртвой долины (почти для каждой сцены фильма актёров пришлось омолаживать с помощью компьютерных технологий), а осознание того, что перед вами, возможно, последнее великое гангстерское кино.

Следите за автором так, как удобно именно вам:

Instagram — instagram.com/aleksturchin
Твиттер — twitter.com/iamturchin
Facebook — facebook.com/iamturchin
Telegram — t.me/alexturchin
LiveJournal — aleksei-turchin.livejournal.com