Невозможно не судить по себе
На канале "Айкидо и Япония" (кстать, подпишитесь на него) не так давно вышла статья с притчей на тему того, как люди привыкли судить других по себе. Хочу сказать, что аналоги этой притчи есть во всех крупных культурах мира: и в исламских странах, и на Руси-матушке, и на Загнивающем Западе. Распространённость этого сюжета связана с тем, что мы, биологически, не можем по-другому. Вся наша эмпатия основана на попытках выстроить образ другого человека на основании собственного опыта, и попытаться предугадать его действия, поставив себя на его место.
Потому, о людях, обличённых властью, мы также судим по себе. Вот, кто для чего использует власть? НМу в голову не придёт использовать власть, чтобы гнобить кого-то, кто ниже него, за просто так. Даже во времена своей бытности отвязным хулиганьём автор этих строк предпочитал докапываться до типажей, которые всегда доставляли ему неприятности. И то, это был период восстановления втоптанной в грязь самооценки.
Собственно, потому НМ, традиционно, не видит со стороны власти целенаправленной угрозы. Даже, будучи активистом, НМ является активистом совершенно ватным, предпочитающим не бороться с системой, а поставить её на службу народу, частью которого сам НМ и является.
Власть - это сила
Власть - это сила. Сила - это власть. Достоевский жил в нищите, лишён власти, и потому его книги полны злобы и боли. Толстой жил с шиком, потому его книги полны добрых людей и позитива. Помните сказанное в первых абзацах? Люди видят в мире исключительно своё отражение. Отражение мира для Толстого было прекрасным, добрым, светлым. Потому что сам он был таким.
Тут вы можете мне сказать: "но НМ, выборка твоя нерепрезентативна, знал бы ты, сколько мы видели сволочей, обличённых властью". А я-то вам и отвечу: "а с чего вы взяли, что у них много власти?"
В современной психологии есть тенденция искать истоки человеческой злобы в том, насколько человеку плохо живётся. Классический пример: "этот хулиган бьёт слабого, потому что его дома бьют". Обычно за этим следует посыл о том, что хулигана стоит пожалеть. Нюх я его топтал, этого посыла, но не могу не отметить тот факт, что насилие над хулиганом играло свою роль.
У хулигана было недостаточно власти для того, чтобы защитить самого себя. Потому тот маленький кусочек власти, что у него есть, он использует, чтобы самоутвердиться над тем, над кем у него есть власть по праву сильного. Это даёт хулигану иллюзию контроля над ситуацией, что важно для его подсознания. О роли самооценки в устойчивости психики мы уже говорили.
Сменить вектор развития? Зачем?
При этом, уже развившись в определённом направлении, человек вряд ли сменит вектор развития, когда власть у него появится. НМ долгое время не имел власти над собой, потому что был слишком совестливым и добрым. Он смог обрести власть над собой, когда отрёкся от авторитетов и стал жестоким. Именно жестоким, а не злым, не путайте. Появилась ли у него с властью мягкость? Нет! Появились ли у него авторитеты и уважение к ним? Нет! Ушли ли совесть, честность и стремление помогать другим? Тоже нет.
Когда человек получает в руки власть, ранее её не имея (а люди с властью не рождаются, им, как минимум, нужно вырасти, чтобы получить её, а до тех пор, они во власти, как минимум, родителей), он получает позитивное подкрепление, что его жизненный путь был правильным. НМ понял, что быть жестоким и не уважать авторитеты - правильно, как и правильно помогать другим и быть честным. И до сих пор он удерживает власть, опираясь на эту жизненную стратегию.
Но человек, который получил власть убийствами, подкупом, шантажом и обманом... какой смысл ему менять свою стратегию? Он же получил позитивное подкрепление её успешности.
Иными словами... глядя на то, как властный человек обращается с теми, кто слабее него, вы видите не то, к чему приводит власть, а то, как человек к этой власти пришёл. Таково моё непопулярное мнение.