О том, что в Библии содержится большое количество достоверных фактов, писали уже не раз. Однако до сих пор в Книгу книг заглядывали в основном историки и археологи. Но с некоторых пор её стали изучать также медики и микробиологи. У них на то нашлись веские причины.
Эпидемиологи из университета Коннектикут (США) убеждены, что ныне самое время поговорить о 10 казнях египетских. Учёные, возможно, ещё долго бы не решались познакомить публику со своими исследованиями, если бы не напасти, свалившиеся на человечество за последние десятки лет. То вдруг неизвестно откуда появится африканский вирус Эбола, то в Британии коровы заболеют бешенством, то в американской пшенице заведётся коварный грибок.
"Всё это, - полагает профессор Мар, проведший вместе с коллегами данное исследование, - как две капли воды похоже на десять казней египетских. И те, и другие, вероятно, одного и того же - естественного, но не сверхъестественного происхождения".
В библейской книге "Исход" события изложены точно и последовательно, считают учёные. Надо только их правильно интерпретировать. Моисей и Аарон просят отпустить их народ, долгое время пребывавший в рабстве у египтян. Но фараон и слышать об этом не хочет. Тогда Аарон поднимает жезл и ударяет им по воде речной. И вода в реке превращается в кровь. "И рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь на всей земле Египетской".
Такова была первая казнь.
Но на фараона она не произвела впечатления, и он не внемлет просьбам израильтян. И тогда Бог насылает на египтян вторую казнь - вся река наполнилась жабами, которые стали входить и в дома, и в постели, и в печи, и в квашню.
Обе казни связаны друг с другом, полагают исследователи, вторая вытекает из первой. И обе легко объясняются естественными причинами. Кровавая вода в реке - это всем известные микроводоросли, действительно опасные для всего живого. Они высасывают из воды кислород и выделяют яд, который убивает всё живое. Рыбам деться было некуда, они погибли и засмердели. Земноводные, в том числе лягушки и жабы, вылезли из реки и распространялись по окрестностям в поисках другой воды, поскольку без неё им тоже была бы погибель. Вот и лезли куда попало, в том числе и в квашню.
Увидев это, перепуганный фараон повелел Аарону удалить жаб. Тогда он, дескать, отпустит народ израильский. Аарон простёр свой жезл, жабы вымерли. Но фараон не выполнил своего обещания.
Тогда Господь наслал на людей и скотов мириады мошек. "Этого и следовало ожидать, - говорят исследователи. - Мошки размножились среди разлагающихся жабьих останков..." Причём в Библии есть одна деталь, по которой можно точно определить, что это были за мошки. Когда Аарон ударил жезлом в твердь земную, пыль превратилась в мошек. Речь тут идёт о мошках вида куликоидов. Это необычайно злые маленькие комарики, откладывающие яйца в пыли. А их личинки питаются минеральными останками разлагающихся организмов.
Такого же происхождения были и другие насекомые, которые в Библии называются песьими мухами. То была четвёртая казнь, а за нею, поскольку фараон всё упрямствовал, последовала пятая - моровая язва погубила весь скот.
Доктор Мар перерыл все справочники в поисках болезни, которая бы разносилась комариками вида куликоидов. И нашёл их даже две - африканскую лошадиную болезнь и "синий язык" - тяжёлое вирусное заболевание, поражающее кровеносную систему у овец и крупного рогатого скота.
От этих болезней и погиб египетский скот. Израильский же уцелел, но не потому, что так захотел Господь, а просто он пасся в другом месте, и инфекция не передалась ему. Земля Гессем находилась в 150 км от земель фараона, и комарики на своих крошечных крыльях просто не смогли одолеть такое расстояние.
Фараон, однако, продолжал упрямиться, и тогда на его государство была наслана шестая казнь, представлявшая собой воспаление с нарывами, поразившее оставшийся скот, а потом перекинувшееся и на людей. "То был всем известный сап, - полагают исследователи. - Эту инфекционную болезнь можно заполучить и от мух, переносчиков микробов, и от грязной непродезинфицированной пищи или воды. Впервые сап описан Аристотелем в 330 году до н. э. Был он известен в те времена и ранее на Ближнем Востоке и в Африке".
Седьмая казнь с предыдущими не связана. Но в ней тоже нет ничего сверхъестественного. Град, побивший посевы, время от времени выпадает на землю и поныне. Причём, в Библии приведена интересная подробность - град побил только ранние посевы, успевшие выгнать колосья. Поздние же посевы, только-только проклёвывавшиеся из земли, град практически не затронул. Итак, законы природы и тут не нарушены.
Следующая, восьмая казнь - нашествие саранчи, которая истребила посевы, уцелевшие после града. В ней тоже нет ничего сверхъестественного - саранча и поныне налетает на южные земли, принося немалые убытки землевладельцам.
Девятая казнь - густая тьма, длившаяся три дня по всей земле Египетской. Учёные предположили, что тьму египетскую мог вызвать грандиозный взрыв вулкана где-то поблизости, скажем, на острове Санторин в Эгейском море. Взрыв действительно произошёл 3500 лет тому назад и засыпал мелким пеплом всё восточное средиземноморье. Однако Мар предполагает иное объяснение - песчаная буря. Именно такая тьма упоминается в относящемся к тем временам древнем папирусе.
Осталось, таким образом, объяснить лишь десятую казнь - гибель всех первенцев от сына фараона до сына раба - и всего первородного скота. Исследователи берутся и за эту задачу. Они вспоминают внезапную смерть восьмерых детей в Кливленде несколько лет назад. Дети погибли потому, что дома завёлся чёрный ядовитый грибок. Аналогичное происшествие могло произойти и в Египте. Изголодавшиеся за три дня люди пробрались к амбарам, а грибок, размножившийся за это время во тьме, их там уже поджидал. Поразил он в первую очередь наиболее слабых - младенцев, причём, конечно, не только первородных. Это уж людская молва, легенда выделила такую особенность.
Однако может ли столько бед обрушиться на одно государство в течение относительно короткого промежутка времени? Старинное русское слово "поветрие" прямо указывает на связь между стихийными бедствиями и эпидемиями. Именно ветры и переносят микробов и прочих возбудителей болезней. Тому есть и исторические подтверждения.
Скажем, в пятом веке до н. э. в Африке свирепствовали моры, сопровождавшиеся землетрясениями и наводнениями, а также засухами. "Все силы мира объединились тогда против человека", - писал по этому поводу Фогдит. Особенно тяжёл был 427 год, когда на островах в Эгейском море ожили вулканы, вызвавшие на море цунами и залившие водой всё побережье. А в Афинах от колебаний почвы рухнули многие дома.
Учёные всё чаще объясняют Библию и события в ней с научной точки зрения. Всё как будто сходится. А может, не стоит с помощью науки объяснять вещи сверхъестественные? Ведь есть нечто, что неподвластно разуму человека: как возник мир, в чём смысл жизни, бесконечна ли Вселенная? Так и казни египетские.