Маркита́нты (итал.) – мелкие торговцы съестными припасами, напитками и предметами военного обихода, имевшие небольшие магазины (лавки) в военных гарнизонах и сопровождавшие войска в лагере, в походах, на манёврах и во время войны.
Интересный факт: Маркитантки удостоились настоящего воинского знака отличия. В 1474-1475 годах, когда бургундский герцог Карл Смелый осаждал город Нейс, в его войсках находилось около четырех тысяч маркитанток. Приказом герцога их привлекли к фортификационным работам, сформировав отряд и вручив маленькое знамя, на котором была нарисована женщина. Этот отряд ежедневно выходил на строительство укреплений под мелодии флейт и бой барабанов.
Маркитанты были известны уже во времена Древней Греции и Древнего Рима. Здесь их называли «Lixae». Со времени появления регулярных вооруженных сил и до организации системы регулярного снабжения армий маркитанты играли ключевую роль в бытовом обеспечении военнослужащих. Наибольшее значение они получили в Средние века из-за отсутствия централизованного снабжения войск продовольствием.
Маркитантами могли стать только мужчины, получившие специальную лицензию на торговлю, из ранее служивших в войсках. Во всех европейских государствах маркитантов подчинили контролю и установили их права и обязанности. Их деятельность регламентировалась воинскими уставами. Маркитанты получали жалованье и продовольствие в натуре для себя и лошадей, носили мундир своих частей, а продажу производили по установленной таксе, при чём маркитантам было запрещено отпускать товары в кредит. При каждой части, на каждый батальон, кавалерийский полк и артиллерийское отделение полагалось по одному маркитанту с помощником и по две парные повозки, установленного образца.
Во французской армии времен Людовиков XIV и XV наряду с маркитантами мужчинами, допускались, маркитантки, то есть женщины. Начиная с XVIII века и заканчивая Первой мировой войной, женщины-маркитантки были в большинстве. Маркитантки должны были быть все замужними и хорошей нравственности. Одни из них в период боёв выполняли роль сестёр милосердия, другие снабжали солдат всем необходимым: водкой, хлебом, табаком, носильным обедом, лекарственными снадобьями. Эти женщины бесстрашно шли на передовую, чтоб налить рюмку-другую солдатам, не забывая при этом о собственной выгоде.
Интересный факт: Помимо продуктов и вещей, дамы иногда торговали и своим телом. Отсюда и сформировался образ маркитантки как торговки, стряпухи и проститутки в одном лице. В книге Эдуарда Фукса «История нравов» есть курьезный пример: при одном из войск ландскнехтов было множество «солдатских девок», носящих по двадцать поясов от мечей, заложенных им ландскнехтами за половые услуги.
Типичная маркитантка была женщиной среднего возраста, с грубыми манерами, очень самостоятельной, сильной, выносливой. Этих женщин на французский манер называли «vivandières»-«вивандьерка» или «cantinières»-«кантиньерка».
Вивандьерки, шли в бой со своим полком – безоружные, они имели с собою небольшой бочонок бренди, флягу с водой, кружку, табак, набор набитых табаком трубок и колокольчик. Звоном колокольчика вивандьерка давала знать солдатам: «Я здесь!», чтобы те могли утолить жажду или хлебнуть для храбрости в пылу сражения. Часто они спасали раненных, перевязывая их и поднося чарку, чтобы они могли дожить до врача. В такие моменты денег за выпитое они не брали. Солдаты уважали своих вивандьерок и берегли их. Играла вивандьерка в гуще боя и ещё одну роль – видя возле себя безоружную женщину, мужчины стыдились проявлять трусость, покуда у них было в руках оружие.
Интересный факт: В 1579 году у Бибераха-на-Рисе в Южной Германии маркитантки доказали, что они способны не только обстирывать и ублажать своих солдат.
Войско имперского полковника Айхгольца на привале было атаковано швейцарцами. Дав залп из пищалей, те бросились в атаку и стали быстро теснить ошеломленных ландскнехтов. Немцы беспорядочно отступали, бросив раненых и обоз с припасами. Участь тех, кто остался лежать в лагере, была очевидна – швейцарцы, ненавидящие немцев, перебьют всех до единого. Что касается полковых девок, по тогдашним законам войны они доставались победителям.
Но маркитантки во главе с храбрым хуренвайбелем и рослой баваркой Рут Тальхайм не оставили своих в беде. Женщины подняли знамя, взяли оружие раненых и самоотверженно вступили в бой со швейцарскими алебардщиками. Участник сражения фендрих (знаменщик) Отмар Хаген сообщал об этом так: «Наш капитан воскликнул: "Трусы, оглянитесь! Шлюхи сражаются, а вы бежите! Будь проклят день, когда я стал командиром таких жалких ублюдков!" Я испытал великий стыд от его слов и против воли повернул назад».
Стыд вернул ландскнехтам воинскую доблесть. Бой у обоза закипел втрое жарче. Хуренвайбель пал мертвым, но баварка Рут, стоя спиной к тележному колесу, продолжала отбиваться. Наконец немцы одолели и отбросили швейцарцев. Потери оказались велики, в том числе были убиты девять маркитанток и две дюжины из них получили ранения. Полковник приказал похоронить павших девушек с воинскими почестями.
Что же касается раненой Рут, то Айхгольц держал о ней совет с офицерами полка и вынес такое решение: «Пусть каждый воин, которому дорога честь, насыплет к ногам этой девицы столько монет, сколько возьмет рука». Когда Рут смогла встать, приказ полковника был исполнен в точности. Часть денег она раздала подругам по отряду, отдавая должное их смелости. О случившемся стало известно императору Рудольфу II, и он даровал Рут дворянское достоинство. Дожил ли её род до нашего века, сказать трудно, но в герб Рут фон Тальхайм имперская герольдия поместила то самое знамя с женщиной, которое отважные девушки подняли над полковым обозом.
Кантиньерка обычно продавала товары и продукты из собственной «лавочки». У них можно было приобрести так же мелкий необходимый товар, вроде ниток и иголок для починки обмундирования, ножей, гребешков и всего, что вообще может пригодиться солдату в походе. Такая торговля могла вестись только в тылу, пока не засвистят пули.
Несмотря на всю опасность пребывания на войне, многие хотели оказаться на месте маркитанток. Надо сказать, что многие женщины во время своих армейских скитаний сколачивали неплохие состояния, позволяющие им, «выйдя на пенсию», покупать себе дома, фермы, трактиры.