«Основано на реальных событиях» — порядком утомивший слоган документальных «шедевров», больше походящих на инди-хорроры за двадцатку. Однако следующие строки будут посвящены куда более достоверным явлениям, имеющим отдельный жанр в кинематографе — биография.
Я падок на ленты из этой категории по многим причинам. Это и дополнительные «взносы» в копилку под названием «Кругозор», и по-особенному увлекательное зрелище, заставляющее поддаваться определённому спектру эмоций.
У меня набрался приличный путеводитель по картинам соответствующей тематики, но начну я, пожалуй, со следующих представителей.
Симбиоз чрезвычайно острых, но увлекательных событий, великолепной актёрской игры и кропотливой работы над постановкой с фирменными «джорайтовскими» выразительными приёмами.
«Тёмные времена» не содержат насыщенности в виде батальных сцен и эпических сражений. Здесь преобладают атмосфера Англии, строгая конфиденциальность государственных предприятий, решения критически важных вопросов.
Будучи настоящим мастером английской костюмированной драмы, режиссер картины в очередной раз великолепно раскрылся в «родной стихии». Создав на экране пусть не идеальную, но действительно хорошую художественную ленту, которая одинаково поражает как очень ровной драматургией, так и очень уверенной режиссурой вопреки голливудским шаблонам на экране.
Политическая арена раскрывается в игровой форме и изобилует безжалостным английским юмором. Однако зритель не окунается в критику популистской революции или полемику о предпосылках референдума. Акцент закреплён на подготовке, поэтому события показаны с точки зрения штаба, выступающего за выход, и в первую очередь — от лица Доминика Каммингса, возглавляющего отряд доморощенных британских сепаратистов.
Сценарий фильма внезапно становится комментарием о современной политике: пока одни правительственные силы в упор не замечают то, что происходит в Интернете, другие вовсю пользуются информационными технологиями. «Брекзит», конечно, высмеивает данное в форме абсурдистского юмора, но тема более чем актуальна, даже в России. Идея упрощена, однако всё равно выглядит не менее мрачной: сцены фокус-групп глубоко показательны.
Сатирический стиль, злоупотребление символизмом и неоднозначность главного действующего лица прилагаются.
«Пятая власть» — представитель разговорного жанра, опирающегося в первую очередь на актёрскую игру. Здесь нет ни драк, ни погонь, ни крутого экшна в привычном понимании — только бесконечные беседы, переезды, экраны ноутбуков с каким-то допотопным интерфейсом. Но подлинное напряжение возникает будто рефлекторно; персонажам сопереживаешь по-настоящему. В особенности проникаешься симпатией к Ассанжу, которого Бенедикт Камбербэтч сделал убедительным, обаятельным, изобретательным и красноречивым.
Это рассказ о феномене, — за которым беспристрастно восседает гений, — переданный за счёт сделанного упора на внешние элементы и предоставляющий огромное пространство для размышлений. Особое внимание следует приковать к заключительным трём минутам и в дальнейшем определиться: геройство или предательство.