Найти тему
NeaCoach

Кризис, Мамонт, Айсберг | 1

Обширно: что такое кризис, что такое семейный (супружеский) кризис, нормативные кризисы и пояснения к ним, выводы...

«Он едва самого меня не свел с ума, доказывая мне, что меня нету!»
М.А.Булгаков, «Мастер и Маргарита»

ВВЕДЕНИЕ: ПРО КРИЗИС В ЦЕЛОМ И НАШИ «БОЯКИ»

Так уж принято в нашей культуре – слово «кризис» мы воспринимаем или негативно или резко-негативно: «Кризис – это точно какой-то кошмар, который ничего хорошего не предполагает».

Кризис может восприниматься, как «напасть» или болезнь, которая отрицается.

Как показывает практика, мы негативно реагируем совсем не на то, что кроется (на самом деле) под этим словом, а на само слово и наши фантазии по поводу самого слова «кризис».

Или так: «Кризис может быть у кого-то другого, но точно не у меня» и тут же прибавляется традиционное «Я сам справлюсь!».

Про «Сам справлюсь» уже не раз сообщала в своих статьях – никакой психолог не будет делать и жить «вместо вас», то есть хоть при поддержке психолога, хоть без нее – никакого «не сам» не существует в природе.

Такая история очень заметна у тридцатилетних, например. И история эта уже переросла в некие профессиональные шутки и байки.

Почти каждый практикующий специалист, если он не работает лишь по какой-то «узкой» специализации скажет, что от 60% до 90% его клиентов находятся в возрасте около 30-ти лет.

При этом очень и очень редкий клиент примет и воспримет выражение «кризис тридцатилетия».

Когда в нашей культуре принято обращаться к психологу?

Не для «профилактики», не для удовольствия и не для интереса к самому себе, а когда «припрёт так, что мама, не горюй!». Что это, если не кризис и именно в том самом «страшном» понимании? Ведь, если «припёрло», то это и есть кризис.

Такое восприятие известно многим коллегам. Например, если на первой же консультации клиент выдаёт полный перечень признаков возрастного кризиса тридцатилетия («как по учебнику»), то само словосочетание «возрастной кризис» и «кризис тридцатилетия» я чаще вообще не произношу вслух.

Примерно так... Клиент перечисляет (красочно и внятно) признаки кризиса 30-летия:

– Э-э, батенька! Да у вас возрастной кризис 30-летия!

– Нет-нет! Кризиса-то у меня как раз нет! У меня вот это... (перечисляет признаки кризиса 30-летия).

Ну, не хочет человек, чтобы его некие «симптомы» как-то классифицировали и называли «своим словом», ну и не надо, никто не неволит. «Симптомы» все равно никуда не денутся, хоть называй их «кризисом», хоть не называй.

Одновременно с этим мы понимаем «силой мозга», что:

– ничего не длится вечно, в том числе никакой кризис не может быть бесконечным;

– что все кризисы, коих было великое множество, человечество пережило, а в ином случае – мы давно все вымерли бы.

При этом очень немногие, если не сказать, что никто (пока) не понимает, что кризис – это великая польза. Для начала обозначающая, что «пациент скорее жив, чем мёртв».

Что такое кризис в общем смысле? Это, когда «как раньше – уже не будет».

Человек, находящийся в кризисе (на то он и кризис) чувствует и понимает примерно так: «Как раньше уже не будет и поэтому не будет больше вообще ничего» (спойлер – а это не так, совсем не так).

ЧЕЛОВЕК-СИСТЕМА, СЕМЬЯ-СИСТЕМА

Человек (одна единица) – это открыто-закрытая или закрыто-открытая система. У него что-то есть Внутри, у него что-то есть Снаружи, для чего-то от закрыт из Вне, для чего-то открыт из Вне и так далее.

Сложная система... Примерно так, как на рисунке 1.

Рис.1
Рис.1

А теперь представим, что таких непростых систем несколько, то есть представим Семью. И получаем несколько сложных систем, которые объединены по каким-либо причинам и каким-либо признакам в одну общую систему.

Мало того, что внутри этой семейной системы находится несколько систем (членов семьи), но и сама Семья, как Система, не является полностью Открытой или полностью Закрытой.

Семья и члены семьи соотносятся с внешним миром. Члены семьи соотносятся друг с другом. Каждый из членов семьи соотносится с внешним (относительно семьи) миром и с внешним (относительно самого себя) миром. И так далее...

Примерно так, как на рисунке 2.

На рисунке не стала добавлять стрелочки, символизирующие все возможные соотношения между членами семьи и соотношения каждого члена семьи с внешним (относительно семьи) миром, так как стрелочек было бы настолько много, что на рисунке были бы видны лишь десятки и сотни стрелочек.

Рис.2
Рис.2

Также обозначила еще и то, что можно назвать разными функциями (не только «бабушка», бабушка она только для внуков, она еще и дочь своих родителей и т.п.).

Как видите на рисунке, в верхней части, там, где бабушки и дедушки, опыта и функций сильно по-больше (отгадайте, чьи интроекты «победят» при случае, об этом далее).

Далеко не все семьи несчастны изначально и навсегда. Кризис может проживаться условно тяжелее, если «когда-то было очень хорошо, а становится плохо».

Нередко счастливая или «просто нормальная» («достаточно хорошая») семья хочет, свою «нормальность» и «счастливость» как бы «законсервировать»:

«Вот сейчас всем нам очень хорошо, пусть так и будет навеки вечные, навсегда. Ведь не может быть иначе, если всем нам сейчас настолько хорошо и всё в порядке!».

Но то-то и «оно», что семья – система динамическая и «заморозить» её (зафиксировать) в любом состоянии невозможно в принципе, даже в самом благоприятном состоянии.

Поэтому попытки некоторых членов семьи (под девизом «Лучшее — враг хорошего») ни в коем случае не менять ничего, «чтобы не стало хуже» не могут увенчаться успехом (это примерно так же, как «построить коммунизм в одной стране, изолированной от мира»).

Мало того, семья не может «стоять на месте», хотя бы по формальным признакам «время идёт» и «всё течет, всё изменяется». Семья живет и функционирует не только в пространстве, но и во времени.

Примерно так, как на рисунке 3.

Рис.3
Рис.3

На рисунке: допустим, это волны, олицетворяющие путешествие всей семьи по реке жизни, а река жизни течет по времени (стрелочка).

Разумеется, когда у кого-то из членов семьи что-то случается, например, некий кризис или не кризис (не существенно; «случиться» может, например, и взросление ребенка, который пошёл в школу и подобное, любое), это не может не сказаться и не отразиться на других членах семьи, на всей семье и не может вообще «никак не отразиться».

Можно ли сказать, что уход ребенка в школу – это семейный кризис? Можно. Потому, что (читаем выше) «как раньше – уже не будет». Можно ли назвать семейным кризисом вход ребенка в подростковый период и рождение второго ребенка? Можно. Так, как раньше, уже не будет. Будет по-другому. Как видим, далеко не всегда кризис – это «ужас-ужас».

«Ужас» – это, например, естественный уход (смерть) бабушки или дедушки, которые являются мамой или папой для родителей детей.

У кого есть такой опыт и тот, кто пережил процесс горевания «по полной» и «правильной» программе, тот знает, что и этот кризис не может быть вечным.

Наверное, для многих это новость, но обращаться к представителю помогающей профессии можно и нужно совсем не только по тем кризисам, которые «ужас» и «ужас-ужас».

О том, что ребенок впервые пошел в школу стоит побеседовать со специалистом хотя бы ради самой беседы, то есть стоит «проговорить» происходящее, которое не является катастрофой. И вот почему...

Ответ на вопрос «Почему?», а также окончание этой статьи будет опубликовано сегодня 08.02.2020 примерно через полтора часа в этом Дзен (подпишитесь, если еще не подписаны).

Тех, кто уже освоил только что прочитанное, приглашаю пока погулять по моему сайту в ожидании второй части...

Если серьезно, то статья действительно относительно обширная, поэтому и разделяю её на две условные части.

С уважением, Нечаева Е.А.