Найти тему
Сергей Зацаринный

Шииты в Сарае

Вновь убедился, что искусство такое же средство познания, как и наука. При возникновении противоречия алгебры и гармонии, устранение этого противоречия идёт на пользу истине.
Я упоминал, что нашёл описание событий, произошедших в Сарае в апреле 1334 года. Это мученическая гибель венгерского монаха Стефана. История очень интересная и драматическая, но сейчас не о ней.
Дело в том, что в действии активно участвуют сарайские мусульмане. В частности, кади, не названный по имени. А ещё, всё это происходило во время мусульманских праздников. Автор послания, христианский миссионер, пишет о многодневном праздновании Мираджа.
Вот тут у меня сразу алгебра с гармонией разъехались.
Казалось бы, следуй за автором. Ему ведь виднее. Но при попытке выстроить на этих фактах вымысел, сразу столкнулся с препятствием.
Во-первых не сошлось по датам. Описываемые события происходили в месяце шаабан, а Мирадж празднуется в предыдущем. Да и не отмечается большими публичными торжествами. Зато на тесамые дни в начале шаабана приходятся подряд несколько шиитиских праздников. День рождения имама Хусейна, потом рождение хазрата Аббаса ибн Али и имама Зейн аль-Абидина. Заканчивается эта череда практически одновременно со всей этой историей днём рождения хазрата Али Акбара ибн Хусейна.
Значит шиитская община в Сарае была довольно многочисленна и влиятельна, имела своего кади и большую и вместительную соборную мечеть.
Мы как-то привыкли считать что мусульмане в Золотой Орде преимущественно сунниты. А ислам туда шёл, в основном из Средней Азии, из Хорезма. Правда, всегда его несли шейхи каких-нибудь суфийских братств. Тот же эн-Номан, считающийся наставником Узбека был из Хорезма.
В то же время в Орду переселялось много народа из Персии, среди которых было полно шиитов. Может и Сарай был больше похож на Баку, чем на Булгар или Ургенч?
Во всяком случае, судя по прочитанной мною истории, шиитские праздники отмечались там с размахом.
А вообще тема открывает широкое поле для фантазии.