Текст-анализ по фильму «Дюнкерк», реж. Кристофер Нолан.
Неделя. День. Час.
Окруженные нацистскими войсками солдаты английской (и не только) армии. Частное судно – подмога в спасательной операции. Триада «спитфайеров», «чистящих» небо от летательных аппаратов противников.
Дюнкерк, Франция, 1940 год.
Три разной длительности истории, сплетенные перекрестным монтажом, сомкнулись в одной точке – в линии горизонта, чтобы, оттолкнувшись, отразиться в три новые параллельные прямые.
Параллельные прямые в неевклидовом пространстве, в проективной геометрии пересекаются в бесконечно удаленной точке.
Представьте расположенные рядом железнодорожные пути в количестве трех – по историям, рассказанным режиссером фильма Кристофером Ноланом. Поезд номер «раз» - солдаты, заточенные на пляже Дюнкерка, - движется размеренно, медленно, останавливаясь на каждой маленькой станции. Поезд номер «два» - отец и сын, стремящиеся помочь окруженным, - скорый, делает остановки лишь на крупных станциях. Поезд номер «три» - самолеты-защитники, отбивающие нападение нацистов в воздухе, - экспресс с остановкой лишь в конечной точке, в точке схода параллельных путей в проективной геометрии.
«Раз» - томительное ожидание развязки.
«Два» - невозможность невыполнения внутреннего долга в противовес стихии.
«Три» - концентрация, растяжение времени для наведения прицела, для недопущения ошибки.
Поезда движутся – кадры режутся. Возникает перекрестный монтаж – основа конструкции фильма. Взгляд режиссера на события сорокового года здесь подобен идее проективной геометрии, в которой параллельные прямые пересекаются в бесконечно далеких точках. Но в фильме Ноланматериализует точку линии горизонта, встраивает ее в геометрию привычного сознания, дает ей физическое обличие, а зрителю - возможность ладонью нащупать сход историй.
Каждая из линий, в свою очередь, внутри монтируется последовательно – Томми выходит на пляж и знакомится с французским солдатом, и параллельно – самолеты противников скидывают бомбы на пирс, а солдаты, ждущие возвращения домой, в страхе поднимают головы или падают ничком на песок.
Точка схода историй так же превращает перекрестный монтаж в параллельный. И, конечно, овеществление отрезка линии горизонта возможно лишь на малую толику времени. И, конечно, на этот момент рассчитан катарсис, сопровождаемый «волшебством», «магией», ирреальным везением: летчик Фарриер сбивает самолет противника, мистер Доусон с сыном вытаскивают из воды гибнущего героя - ликование, волны радости.
Мимолетный сход вновь погружается в свою геометрию, ладони больше не к чему прикоснуться, а истории, отталкиваясь, вновь расходятся в параллельные прямые перекрестного монтажа, становясь отражением себя прошлых.
Так летчик Фарриер из условной свободы и кратковременной победы вынужден попасть в плен к нацистам. Так солдаты, бывшие в заточении в Дюнкерке, обретают «движение» и «дом». Так безвестный юноша Джордж получает «героя военной операции» посмертно. Так мистер Доусон и его сын Питер принимают свою точку схода, теперь материализованную.
Вторая мировая война, 1940 год.
Параллельные прямые по всему миру еще не раз сойдутся в точке линии горизонта.