БородаИнвест: Теслапокалипсис сегодня.
Наткнулся в блоге у Александра Шадрина https://vk.com/shadrininvest на интереснейший перевод статьи американского автора с русскоязычными корнями. В ней он подробно (в 11 частях!!!) рассказывает о своем опыте эксплуатации Tesla, а так же о возможных последствиях для мировой экономики в целом от детища Илона Маска. https://myinvestpro.ru/tesla-jeto-apple-ilon-mask-jeto-stiv-dzhobs/ Я прочитал их запоем и, пожалуй, перечитаю еще раз после того как допишу эту статью. Настоятельно рекомендую хотя бы просто для расширения кругозора.
Эти и другие полезные материалы у нас в Telegram
Можно сказать, что по ходу этих 11 частей сильно изменилось мое представление о будущем нефтяной отрасли, а значит и о перспективах российской экономики в целом! И будущее это в свете новых данных представляется мне печальным. Я напишу те выводы, которые я сделал после прочтения, а вы можете спорить со мной в комментариях.
Для удобства постараюсь структурировать размышления по пунктам:
1) Электромобиль это уникальное и прорывное достижение человечества. Это будущее, которое Маск сумел сделать реальностью на 20 лет раньше самых смелых прогнозов. Пока классические авто производители вяло говорили о перспективности направления, он просто перевернул всю индустрию. 100 лет эволюции ДВС закончились революцией аккумуляторных батарей!
Революционер победно курит.
2) Почему собственно столько пафоса? Объясню свою логику. Технология электромобилей сейчас это тоже самое, что появление станка в эпоху гильдий или, и это наиболее близкий пример, появление айфона в мире Нокии и кнопочных телефонов. Вы знаете чем закончились эти истории. Переход к новому технологическому укладу несет боль, разрушение и разорение производителям предыдущего цикла.
Руки очень быстро проиграли конкуренцию станкам.
3) А на этих самых производителей завязана огромная часть нынешней мировой экономики. Современный автомобиль с ДВС это:
— добыча нефти
— переработка ее же в разные виды топлива и масел
— металлургия
— огромное количество компонентов и комплектующих
— огромное экономика обслуживания транспорта ( в России в основном это теневой сектор)
4) А теперь посмотрим по каким отраслям ударит увеличение количества электромобилей если мы знаем, что:
— у электромобиля в разы выше КПД. Это значит, что на километр пробега он потребляет значительно меньше энергии. (то есть даже если мы представим, что все электричество для питания будущих Тесл будут делать из нефти, ее потребление в мире все равно значительно сократится!)
— ввиду меньшего количества узлов и трущихся поверхностей он требует меньшего количества металлов в производстве, а так же значительно проще в обслуживании\ремонте
— в будущем возможно появление полноценного автопилота
5) Получается, что повсеместный переход на электромобили нанесет огромный урон:
— классическим авто производителям
— производителям компонентов
— таксистам
— нефтедобыче!
— нефтепереработке!!
— частично металлургам
— производителям труб для нефтянки
6) И самый большой и мощный удар придется как раз по ВИНКам. Насколько сокрушительным может быть влияние электромобилей?
Давайте посчитаем:
— в 2018 году на планете земля продали примерно 90 млн автомобилей.(https://autoreview.ru/news/statistika-2018-mirovoy-reyting-populyarnosti)
— по данным 2015 года планету колесило 950 млн легковушек и 350 млн грузовых авто. Допустим легковушек станет 2 млрд в 2050 году;
https://www.autonews.ru/news/5c9114d69a7947491f827c6e
— в 2020 году Тесла собирается произвести и продать 500 тыс автомобилей! Или более 0.5% продаж всех автомобилей в мире! Эта цифра сама по себе тянет на революцию;
— далее Тесла продолжит наращивать производство скажем до 2 млн штук, плюс подтянутся классические производители со своими моделями. С учетом разных климатических проблем и просто из консерватизма предположим, что в 2050 году половина автомобилей будет полностью электрическими, а 95% оставшихся с гибридными силовыми установками. Уже в 40е годы 21 века автомобили с ДВС станут раритетной коллекционной редкостью;
Вот такая малышка в хорошем состоянии будет стоить миллионы
— я не знаю насколько эффективнее Тесла в плане энергопотребления, но легко можно предположить, что ее КПД в 4 раза выше классического автомобиля. Тогда логично предположить сокращения потребления углеводородов на 1 полностью электрическую машину в 4 раза, и в 2 раза на автомобилях с гибридными силовыми установками;
https://alecsiss.ru/ekonomichnost-elektromobilej-davajte-poschitaem/
— далее мы знаем, что примерно половина нефти уходит на потребление автомобильным транспортом, и 2\3 от половины идет конкретно в баки легковых автомобилей. Итого 33% мирового потребления углеводородов забирают наши седаны-хэтчбеки. (мы еще не вспомнили проект Теслы по электрическим дальнобойщикам, но пока его оставим за скобками)
— в 2018 году добывалось примерно 100 млн баррелей нефти в сутки, что весьма удобно для подсчетов;
— дальше просто: 100 млн * 0.33: 0.95 млрд = 0.035 барреля нефти в сутки в среднем съедает один автомобиль в 2018 году;
— теперь считаем, что половина автомобилей потребляет в 4 раза меньше, а еще половина в 2 раза меньше топлива. Среднее потребление падает до 0.0091 барреля в сутки на 1 автомобиль! Для округления возьмем число 0.01.
— умножаем 0.01 барреля на число автомобилей в 2050 году, которое мы взяли 2 млрд и получаем, что возросшему числу автомобилей понадобится лишь… 20 млн баррелей нефти в сутки! Итого только в секторе легкового автотранспорта образуется избыток предложения на 13 млн баррелей нефти или почти 15% современной добычи! И это мы взяли супер позитивный сценарий с ростом общего количества автомобилей и вообще не учли грузовой транспорт! В реальности избыток предложения будет гораздо больше. Представляете, что случится с ценой на нефть при подобном развитии событий?
Страны — нефтепроизводители ждет жесточайший и длительный кризис с революциями, обнищанием населения и социальными протестами. (все то, до чего довели социалисты Венесуэллу даже без падения цен на нефть) Причем чем сильнее страна зависит от нефтяной иглы, тем сильнее будут эти тенденции. Что-то мне сразу вспомнилась одна северная страна славящаяся своей духовностью, которая просрала свои прогрессивные технологии и оказалась в полной зависимости от цен на углеводороды.
Надо понимать, что я мог ошибиться с расчетами, взять не верные данные по потреблению нефти или прогноз по количеству автомобилей в мире. Кризис нефти может развиваться более интенсивно (учитывая скорость внедрения технологий в 21 веке это основной вариант) или менее интенсивно. Но в чем я точно не ошибся, так это в логике мышления. Будущие электромобили абсолютно точно сократят потребность в нефти и мир ждет классический кризис перепроизводства!
Более того, сейчас озвучу мысль, которая в свой простоте и очевидности близка к гениальности! Уже более 10 лет многочисленные финансовые «гуру» и аналитики ждут мирового финансового кризиса и гадают из какого сектора экономики он может придти. Ответ на поверхности: переход к новому технологическому укладу в секторе автомобилестроения по цепочке вызовет:
— банкротство классических автопроизводителей, которые не смогли адаптироваться;
— банкротства поставшиков комплектующих, многие из которых станут просто не нужны;
— падение цен на нефть из за избытка предложения и банкротство нефтедобытчиков и нефтепереработчиков! ( а так же связанных отраслей вроде трубников)
Проблемы в каждом отдельном секторе мировая экономика переварит легко. Но совокупный объем долгов (вспомним какой огромный долг у сланцевиков в США или у Роснефти), а так же многочисленные списания основных средств (если у вас станок по производству карбюраторов, а карбюраторы в новом мире станут не нужны, то придется списать его стоимость) сразу в нескольких крупнейших отраслях промышленности (не говоря о сопутствующих) приведут к тому самому финансовому коллапсу, кризису доверия, временному снижению экономического роста, многочисленным банкротствам производств и банков которые их кредитовали!
Еще раз. Следующий мировой финансовый кризис придет из перехода автомобилестроения на новый технологический уклад, банкротства и списания долгов для секторов промышленности завязанных на нефть и классическое автопроизводство!
Если что, предыдущие подобные смены парадигмы регулярно заканчивались мировыми войнами, ядерными бомбами в живых людей (привет самой демократической стране в мире) и прочими катаклизмами.
Ну ок. Допустим я прав и перепроизводство нефти с падением цен на нее это неизбежное будущее. Как к нему подготовиться и в какие активы инвестировать, что бы сохранить сбережения, а лучше заработать.
Тем более, что цены на нефть снизятся не вот прямо сейчас, а скажем в течении нескольких лет:
1) Во-первых в текущий момент рано отказываться от акций нефтедобытчиков, но выбирать нужно компании максимально возвращающие прибыль акционерам дивидендами, взамен тех которые много инвестируют в рост добычи. (то есть Лукойл и Татнефть значительно перспективнее Газпромнефти) Этот принцип ровно противоположен тому, чего я придерживался всю прошлую жизнь. (предпочитая рост добычи дивидендам) Сам в шоке.
2) Во-вторых отрасли максимально связанные с производством аккумуляторов. Потребность в редкоземельных металлах будет стремительно расти. Производители данного сырья могут оказаться лучшей инвестицией в следующем десятилетии. (в этой парадигме стремление Потанина больше инвестировать и меньше платить дивиденды кажется гениальным стратегическим планированием, а ГМК может стать национальным достоянием вместо Газпрома)
Возможно через 5 лет и цена 10000 рублей\грамм покажется дешевой. Сколько тогда будет стоить ГМК?
3) Нефтехимия! Поскольку нефть станет дешевой и доступной из за перепроизводства, выиграют те, кто делают из нее продукцию! Себестоимость значительно снизится, а вот цены на продукцию будут падать медленнее. В моменте это позволит всему сектору значительно нарастить маржу!
4) Авиаперевозчики! (в том числе Аэрофлот) Отрасль, которая находится в вечном кризисе наконец может стать рентабельной! Огромные нефтеперерабатывающие заводы вдруг станут не нужными и дорогой авиационный керосин перестанет быть дорогим. Традиционно низкая рентабельность авиакомпаний сектора при снижении цен на топливно (основные затраты наравне с лизингом) может вырасти в 5 и даже в 10 раз! Примерно тоже самое случится и с котировками акций. (косвенный бонус от бума в авиаперевозках получат и авиаконцерны вроде Боинга)
5) Технологические компании нового уклада. Они есть уже сейчас ( Гугл, Амазон, SpaceX), а после очищения мировой экономики от плохих долгов скорее всего станут бенефициарами нового экономического роста.
6) Наиболее сложный для меня вопрос стоит ли в таких условиях инвестировать в саму Теслу. С одной стороны ее бизнес точно встал на ноги, капитализировался и долгосрочные планы по производству более 2 млн автомобилей в год кажутся реальностью.
Тесла привлекает капитал в том числе через допэмисии акций. В этом плане высокая капитализация важнейший показатель долгосрочной устойчивости.
С другой, сама технология АКБ не является каким-то космическим ноухао и легко повторяется\масштабируется другими производителями. То есть Тесла снимет какую-то дополнительную маржу, как первопроходец, но уже вскоре можно ждать высочайшей конкуренции и снижения маржи всех производителей.
Отдельно стоит сказать о последствиях для Российского рынка и для страны в целом. В условиях абсолютной зависимости бюджета от нефтяных доходов, отсутствия нормальных гражданских институтов и каких-либо внятных реформ в течение последних 20 лет нас ждет … п…ц. Россиянам будет либо плохо, либо очень плохо вплоть до возможного развала РФ на отдельные государства. Точно буде девальвация и снижение доходов населения вплоть до обнищания. Что бы избежать ужасающего сценария уже лет 5 как нужно проводить структурные реформы … ну вы поняли. Соответственно как-то сохранить достигнутый уровень жизни нам с вами помогут только долларовые активы или акции компаний с валютной выручкой, которые защищены от девальвации.
В целом прогноз получился неожиданно мрачным и я сам надеюсь, что все пройдет несколько спокойнее, менее болезненно, по другому или что я вообще в корне не прав. Очень не хочется на собственном примере узнать, что хуже: ужасный конец или ужас без конца. Но тот, кто предупрежден, тот вооружен и лучше честно смотреть в лицо рискам, чем предаваться самообману. Я мог ошибиться с порядком цифр или использовать не верные данные, но вот в логике свой я уверен на 100%. В любом случае еще несколько лет у нефти есть и за эти годы инвесторы могут успеть сформировать достойную подушку безопасности и подготовиться к будущим вызовам.
Успешных инвестиций! И будем верить, что нефть будет нужна людям еще 100 лет.
Профиль автора в соцсети: https://smart-lab.ru/profile/borodainvest/