Найти тему

Почему Франция католическая страна?

В XVI в. история Европы перешла в фазу противостояния двух религиозно-идеологических течений – католицизма и протестантизма. Не осталась в стороне и Франция. В отличие от Германии и Италии, во Франции завершился процесс объединения. Однако, крупная феодальная знать - различные "принцы крови" всё еще мечтали о былых временах независимости от короны. На политические и экономические процессы, происходившие в стране отлично наложился религиозный контекст в виде во всю шагающей по Европе – Реформации. Реформация словно острый меч буквально расчленила европейские страны на два лагеря – сторонников незыблемости каталицизма: Испания, Италия и тех государств, которые полностью поддержали учение о реформировании церкви – Нидерланды, Швейцария. Были и те, кто в большей степени склонялся к первому лагерю – Франция и ко второму – Германия. Характерно, что практически всю вторую половину XVI в. Франция провела в настоящей гражданской войне, получившими в истории название – Религиозные войны. Север страны вместе с королевским двором остался верен католицизму, а юг предпочёл кальвинизм. Даже после окончания войн на религиозной почве, в XVII в., напряжённость между двумя религиями так и не удалось окончательно преодолеть.

Карта 🗺 расстановки сил во второй половине XVI в.
Карта 🗺 расстановки сил во второй половине XVI в.

Дату начала религиозных войн между католиками и последователями Ж. Кальвина – гугенотами принято считать избиение последних в местечке Васси в 1562 г., предпринятое лидером французских католиков герцогом Франсуа Гизом. Апогей убийств гугенотов произошёл в 1572 г. во время свадьбы сестры короля Франции Маргариты Валуа и одним из лидером гугенотов Генрихе Наварском (впоследствии Генрих IV Бурбон). Это событие, унесшее жизни 30 тыс. человек, получило название Варфоломеевская ночь.

Варфоломеевская ночь 1572 г.
Варфоломеевская ночь 1572 г.

Религиозные войны закончились только после принятия Генрихом Наварским католичества, что было главным условием его коронации. Знаменитые слова Генриха IV – первого короля из династии Бурбонов (1589 – 1610 гг): «Париж стоит мессы» всё ещё на слуху у различных поколений французов. В 1598 г. был издан Нантский эдикт, который предоставлял свободу вероисповедания гугенотам.

Генрих IV король Франции и Наварры
Генрих IV король Франции и Наварры
Нантский эдикт 1598 г.
Нантский эдикт 1598 г.

Как часто бывает в жизни, преемники ведут себя совсем иначе, чем их предки. В 1685 г. Нансткий эдикт был отменён внуком Генриха IV – Людовиком XIV («Король Солнце). Было приказано разрушать храмы и школы гугенотов. Стоит отметить, что ещё в 1661 г. возобновились религиозные гонения и в 1666 г. декларацией короля упразднялся принцип свободы вероисповедания. В ответ, последовала массовая эмиграция французских протестантов в Англию, Швецию, Данию, Америку (Канаду), Швейцарию, Голландию и Россию. Это сильно ударило по экономике Франции, лишившейся самых предприимчивых подданных страны. Особенно значительно пострадала торговля. Поэтому, сегодня в Канаде французский – второй язык.

Так закончилась попытка Реформации во Франции. Франция стала страной с сугубо католическим населением. Что по этому поводу думаете Вы? Продолжение в следующих статьях. Подписывайтесь на канал. Будет интересно!

Ещё одна статья на тематику Реформации: https://zen.yandex.ru/media/id/5d5e875946f4ff00ae42b517/osobennosti-reformacii-vo-francii-5e5a330907fa2c0a66346fe0