Работая с неопытными руководителями, я часто ставлю себе задачей выбить у них из головы идею, что их подчиненные работают на них.
Подчиненные работают на компанию, именно компания платит им деньги, а не руководитель. Однако это не просто – ведь руководители нередко живут в преставлении, что подчиненные вокруг них нужны лишь за тем, чтобы обслуживать капризы руководителя.
Все мы хотя бы раз вынуждены были делать на рабочем месте то, что нам никак не оплачивалось или выполнять работу за кого-то просто так.
Порой этому способствуют туманные формулировки в должностных инструкциях: «Исполнение иных поручений руководителя».
И где же грань между моими прямыми обязанностями и «иными поручениями»?
История моего знакомого:
В пятницу вечером, успешно закрыв текущие вопросы, я с радостью собирался домой, как вдруг мне и моим коллегам пришло уведомление от начальника: «В субботу будет собрание».
Настроение сразу испортилось, ведь у многих на выходной день были планы, а собрание означало полную потерю выходного дня. Обида усилилась еще и тем, что мы все понимали – работаем мы хорошо, а руководитель просто не умеет планировать свое время и часто вместо рабочих дел решает личные вопросы.
Памятуя о своих правах, мы запросили объяснения:
- Почему собрание следует проводить именно в выходной день?
- Почему об этом не уведомили заранее?
- Где приказ от начальства, с которым мы должны ознакомиться и подписать? Ведь на основании этого приказа и производятся выплаты сотрудникам за работу в выходные дни.
- Чем обусловлена такая срочность?
Задав этот вопрос от своего имени, в ответ я получил только сухое:
«Будете делать, что я говорю или увольняйтесь!»
Эту фразу мы слышали часто и понимали: прав у нас нет. Каждый день нас могли нагрузить чужой работой, или просто вместо своей работы ездить по городу, решая личные вопросы начальника.
Ситуация разделила коллектив на два лагеря.
Одни изо всех сил держались за рабочее место и были согласны на бесплатный выход в субботу и иное ущемление своих прав.
Другие же понимали, что действия руководителя не профессиональны и не правомерны, поэтому тратить свой выходной день попусту отказались.
Все мы хотим стабильности и уверенности в завтрашнем дне. Но следует ли идти на поводу у личностей, чьи поступки наносят вам и окружающим только вред?
Мы решили идти до конца и стоять за свои права. Наша совесть была чиста: мы хорошо работали и имели право провести выходные со своими семьями.
В итоге
В субботу на собрание пришло всего три человека из десяти. Собрание руководитель провел, проклиная тех, кто не пришел.
Конфликт в коллективе назревал и привел к существенному спаду продуктивности. В итоге, в ситуацию вмешалось высшее руководство. Устроив очную ставку отдела и руководителя и проанализировав итоги работы всех сотрудников, управление встало на сторону сотрудников.
Мы платим сотрудникам за то, чтобы они приносили результат, а не обслуживали ваши капризы!
Руководитель был оскорблен таким отношением и предпочел уволиться, а не изменить свое поведение.
Урок.
Задача руководителя – обеспечение условий, в которых сотрудники смогут проявить все свои сильные стороны и будут максимально эффективны. А исполнение капризов руководителя не приносит пользы компании и сильнейшим образом демотивирует сотрудников.