Найти тему

Стратегия и мир за углом

И в жизни, и в бизнесе любые рассуждения о стратегии сталкиваются с распространённым возражением - невозможность долгосрочного планирования в быстро меняющемся мире. Например, бизнес может столкнуться с непредвиденными сложностями, а человек может завернуть за угол и столкнуться с кем-то, кто изменит его жизнь. В какую-нибудь сторону. Много ли проку в таком мире от долгосрочного планирования?

На самом деле все ровно наоборот. Именно стратегическое планирование может сделать человека или его бизнес сильнее в быстро меняющемся мире.

И в жизни, и в бизнесе мы постоянно ищем (даже если не осознаём этого) ответы на три вопроса:

1. Что мы любим делать больше всего?

2. Что мы умеем значительно лучше других?

3. Как на этом можно заработать?

Эту концепцию описывал Джим Коллинз, автор книг «От хорошего к великому» и других. В жизни вопросы №1 и №2 часто сливаются в один - мы лучше всего умеем делать именно то, что любим. Если мы находим ответы на эти вопросы, мы становимся счастливее в жизни и успешнее в бизнесе.

При этом то, что мы любим более всего, то, к чему у нас талант, что мы хотим делать ежедневно, не меняется с течением времени. Иногда оно может приобретать другую форму. Например, спортсмен может стать тренером, исполнитель - композитором, актёр - режиссером и тд. Но лежащий в основании этого талант, склонность к чему-либо, желание заниматься чем-то, залегают на очень глубоких уровнях нашего «я» и живут с нами всю жизнь.

Стратегия жизни - это не список дел на неделю, который действительно может претерпеть изменения из-за непредвиденных обстоятельств. В жизни стратегия - это комплексный план развития своих внутренних талантов, разворот всей жизни в соответствующую сторону. В бизнесе это план развития ключевых компетенций.

Если вы поняли, что вы, допустим, педагог, вы останетесь педагогом независимо от того, кого встретитесь за углом. Вы будете совершенствоваться в преподавании, открывать для себя новые методы и новые горизонты. И обязательно найдёте способ на этом зарабатывать. А если за углом вас встретит Стивен Спилберг и предложит роль в своём фильме? Если вы актёр, то это ваш звездный шанс. Но это означает, что вы не педагог. А если вы все-таки педагог, то Спилберг просто ошибся номером.

Стратегия жизни - это поиск, выбор и принятие собственного предназначения. Вы должны понять кто вы - учитель, менеджер, пианист, архитектор, пилот или предприниматель. А поняв и приняв свой выбор, вы выберете дорогу, которой вы пойдёте. Вы поставите цели и будете к ним двигаться. Вы не только поймёте, что для вас важно - вы также ясно осознаете, что, наоборот, лишнее, пустое, чужое. И, завернув за угол и столкнувшись с тем, что может изменить вашу жизнь, вы точно поймёте, стоит ли иметь с этим дело.

Приведу пример. Если вы выбрали, скажем, путь учителя, но внезапно вам поступило выгодное предложение заработать чем-то другим, вам легче будет принять правильное решение и отказаться. И наоборот - любой шанс вырасти в профессии будет вами однозначно распознан.

То же самое в бизнесе - выбирая стратегию, компания выбирает свой путь. Она наращивает компетенции в том, что помогает ей по нему идти, и отметает то, что ее отвлекает. Отличие в том, что жизненный путь бизнеса может в какой-то момент измениться, и существенно, а предназначение человека обычно не меняется.

Быстро меняющийся мир на самом деле меняется не настолько быстро, чтобы мы не успели в нем сориентироваться. И наоборот - наличие ясной стратегии позволяет выбрать из лавины информации, возможностей и угроз именно те, которые мы обязаны принять во внимание. Так что чем чётче стратегия, тем легче жить в меняющемся мире.

Стратегия - это подготовка себя или своего бизнеса к будущему. И чем лучше вы к нему готовы, тем легче вам будет.

Святослав Бирюлин