Одна из самых впечатляющих находок во время археологических исследований золотоордынского города Азак – иранский кубок производства с изображением двух фениксов, предназначавшийся для пиршественного стола дворца или богатой усадьбы. Такую посуду называют кашинной. Слово происходит от названия деревушки Кашан, которая находится в 200 километрах от Тегерана. В XIII веке это место стало центром производства керамики. Так персидское слово kashi (kashani) стало нарицательным для высококачественных изделий.
Керамику с яркой полихромной росписью и позолотой XII – XIII веков относят к так называемому типу «минаи», что с персидского языка переводится как «стеклянный, эмалевый». Существует и другое оригинальное название – «хафтранг» (персид. – «семицветный»), поскольку роспись сосудов чаще всего производилась в семь красок. Процесс изготовления таких изделий был чрезвычайно трудоемок и требовал работы сразу нескольких ремесленников.
По мнению исследователей, на стилистику азовского кубка оказали влияние китайская двухцветная керамика цзыляо (ярко-красные цветы, прорисованные в эскизной манере, с зелеными листьями) и иранская техника ладжвардина (надглазурная полихромная роспись с использованием золота, наносившимся поверх эмали непосредственно перед обжигом изделия).
Фениксы, кружащиеся над двумя водоемами в саду, пришли в монгольский мир из китайского искусства династии Сун (960 -1279 года). В Китае верили, что фениксы являлись птицами умиротворения и «их появление возвещало тишину и спокойствие в Поднебесной». В культуре исламских стран Ближнего и Среднего Востока семантика феникса либо нейтральна, либо однозначно положительна. Сад в искусстве ислама соотносится с раем (ал-Джанна), в котором бьют два источника: Каусар и Салсабиль.
Палитра рисунка характерна для исламской традиции. Его точность, гармоничные пропорции кубка, яркая полихромная роспись изделия – признак красоты, символизирующей райский сад, метафора грядущего благоденствия в садах Эдема.
Кубок, обнаруженный в 1992 году при раскопках золотоордынского города Азака, не имеет полных аналогий и является настоящей жемчужиной коллекции Азовского историко-археологического и палеонтологического музея-заповедника.