Закончились праздничные дни, пора возвращаться к работе. Чтобы взбодрить вас и настроить на рабочий лад, мы собрали прогнозы и мнения экспертов о том, с чем нам, возможно, предстоит столкнуться в 2020 году. Как говорится, информирован – значит вооружен.
Мнения экспертов относительно темпов экономического роста разделились
Практически все международные организации сходятся во мнении, что без структурных преобразований в экономике замедление темпов экономического роста Беларуси будет продолжаться. Всемирный банк прогнозирует, что рост реального ВВП в 2020 г. составит 0,9%. МВФ смотрит на перспективы Беларуси еще пессимистичнее. По их мнению, рост белорусской экономики составит всего 0,3%.
Немного позитивнее выглядит прогноз Европейского банка реконструкции и развития – 1,2%. Еще более оптимистично оценивает белорусские перспективы наш давний восточный кредитор – Евразийский банк развития, который прогнозирует рост в 2020–2021 гг. на 1,5%.
Белорусское правительство считает, что сможет выжать больше, чем прогнозируют эксперты: согласно среднесрочной финансовой программе республиканского бюджета на 2020–2022 гг. (постановление Совмина от 03.01.2020 № 3) ожидаемые темпы роста страны по консервативному сценарию составят 1,9% в 2020 г. и 1,4% в 2021 г.
Белорусские экономисты также высказывают разные мнения. Исследовательский центр ИПМ предполагает, что в 2019–2021 гг. темпы экономического роста в Беларуси составят 1,2, 1 и 0,8% соответственно. Такой сценарий увязывается с отсутствием компенсации со стороны России нашей стране за проведение налогового маневра и ограниченными возможностями белорусского правительства по поддержке выпадающих доходов бюджета.
Белорусский экономический исследовательско-образовательный центр (BEROC) наоборот предполагает, что конкретно в 2020 г. возможен рост ВВП на 2% – экономисты прогнозируют существенное увеличение предвыборных расходов бюджета (на увеличение зарплат), что позволит увеличить внутренний спрос.
Мы считаем, что наиболее реальный прогноз по темпам экономического роста – 1–1,2%. Вклад сектора информационных технологий в прирост ВВП станет еще больше, но других точек экономического роста в стране нет. Экономика, разогретая снижением процентных ставок по кредитам, работает на пределе своих возможностей, а дальнейшее снижение ставок способно серьезно дестабилизировать экономическую систему.
Увеличение товарооборота с Россией увязывается с решением политических вопросов, а значит не факт, что в новом году белорусскую продукцию будут там ждать с распростертыми объятиями. Все это говорит о том, что белорусскому правительству – как и нам всем – действительно придется много работать, но только для того, чтобы незначительно превзойти результаты прошлого года.
Усилия властей будут направлены на поддержку государственного сектора экономики
Не надо быть экспертом, чтобы понимать, что выживание большинства убыточных предприятий государственного сектора экономики давно уже прочно связано с отношением к ним государства. А значит, вряд ли эти предприятия когда-либо будут отлучены от государственной поддержки.
В то же время возможности прямого кредитования таких предприятий исчерпаны – дефицит государственного бюджета и замороженные проекты государственной инвестиционной программы намекают, что денег на затыкание дыр становится меньше.
В итоге чиновники вынуждены находить креативные решения. То реорганизацию проведут, растворив убыточное предприятие в другом, которое пока еще держится на плаву. То убыточному предприятию инвестиции привлекут, найдя «инвестора» в своем же районе, которым, по странному стечению обстоятельств, становится предприятие с преобладающей долей государства.
Как мы не раз писали, такая практика чревата тем, что больное предприятие губит здоровое и через несколько лет ситуация повторяется, только в большем масштабе. Подобные решения так же неэффективны, как и закрашивание плесени на стенах.
Другой вариант спасения убыточных предприятий – представление рассрочек и отсрочек оплат – хорошо знакомо тем, кто успел поработать с сельскохозяйственными или цементными компаниями. Мы считаем, что такие решения будут востребованы и в 2020 г., а значит, нужно быть предельно осторожными при работе с госпредприятиями, иначе выгодная сделка может стать головной болью на долгие годы.
Зарплаты продолжат расти в отрыве от производительности труда
Реальные располагаемые денежные доходы населения (денежные доходы за вычетом налогов, сборов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) в январе-августе 2019 г. составили 106,8% к уровню января-августа 2018 г. При этом производительность труда остается невысокой – 101,3% к уровню прошлого года.
В 2019 г. быстрее всего росли зарплаты в тех секторах, которые административно подтягивали к средним значениям по стране: в сельском хозяйстве (на 11,1%), образовании (15,8%), здравоохранении (14,7%), строительстве (14,2%). Ощутимо выросли пенсии – в среднем на 12,8%.
Большинство экспертов считает, что такая динамика сохранится и в 2020 г., особенно если учесть, что это год выборов. Особое внимание правительства может быть направлено на борьбу с минимальными заработными платами в частном секторе экономики, поскольку заниженные зарплаты на предприятиях малого и среднего бизнеса ощутимо снижают среднюю зарплату по стране.
Инфляцию планируют удержать на уровне 5%, однако цены могут вырасти и больше
В 2020 г. правительство планирует удержать инфляцию на уровне 5% годовых. Если в 2019 г. Нацбанк прекрасно справился с этой задачей, то в 2020-м у него могут возникнуть сложности, связанные с искусственным увеличением заработных плат.
И так на бытовом уровне инфляция ощущается более высокой – из-за того, что некоторые товарные группы в 2019 г. выросли больше официального значения инфляции. Например, цены на мясо и птицу увеличились на 11,2%, рыбу мороженую – на 12%, муку пшеничную – на 11,1%, крупу перловую – на 17,2%, картофель – на 14%, другие овощи – на 23,7%, бананы – на 11,3%. Жилищно-коммунальные услуги подорожали на 11,8%, пассажирский транспорт пригородного назначения – на 10,7%, бензин – на 19,6%, услуги образования (включая дошкольное) – на 15,6%.
Такая тенденция сохранится и в 2020 г. Даже если правительству удастся удержать инфляцию на уровне 5%, это не означает, что ваш средний чек из магазина не вырастет на 10–15% за тот же набор продуктов.
Особенно ощутимым может стать рост цен на топливо и транспорт. Неопределенность с поставками российской нефти, модернизация нефтеперерабывающего комплекса, постепенное повышение розничных цен на бензин и дизтопливо при одновременном сокращении маржи АЗС для перераспределения денег в отраслевой цепочке в пользу переработчика – те факторы, которые будут определять динамику цены на топливо в 2020 г.
Будущее белорусского рубля скрывает туман неопределенности
Несмотря на ощутимый рост основных валют в ноябре-декабре, 2019 г. мы закончили при более крепком рубле по сравнению с началом года. Эксперты не исключают укрепления национальной валюты в начале года, но в долгосрочной перспективе рубль, вероятнее всего, продолжит уступать основным валютам.
В среднесрочной финансовой программе республиканского бюджета на 2020–2022 гг. заложены следующие значения курса доллара США на конец года: 2020 г. – 2,2784 руб., 2021 г. – 2,3456 руб., 2022 г. – 2,3894 руб. По российскому рублю: 2020 г. – 3,3506 руб. за 100 RUR, 2021 г. – 3,3509 руб., 2022 г. – 3,3654 руб.
То есть согласно ожиданиям правительства ослабление нашей национальной валюты относительно доллара США может составит до 8%, а относительно российского рубля допускается укрепление белорусского на 1,5%.
Давать более точные прогнозы по курсам валют затруднительно из-за большого количества факторов, на них влияющих. Одно можно сказать точно: инвестиции в национальной валюте больше не имеют преимуществ в виде благоприятной кредитно-денежной политики, как это было в 2018 и 2019 гг.
Это означает, что нужно быть предельно осторожным с инвестициями, номинированными в рублях.
Пора расширять горизонты для инвестиций
В условиях, когда валютная доходность для сбережений ограничена доходностью корпоративных облигаций (7,5–8% годовых) и сдачи коммерческой недвижимости в аренду (8–10%), может иметь смысл обратить свое внимание на инвестиционные возможности, представленные за рубежом.
Индекс РТС за 2019 г. вырос на 39,67% в российских рублях, индекс SP500 – на 25,7% в USD. Это достаточная премия, чтобы в 2020 г. задаться целью «прорубить окно» на Восток или Запад – в зависимости от ваших предпочтений.
Полагаем, что доходность, которую представляет сегодня белорусский рынок, с небольшими колебаниями около текущих значений будет сохраняться на протяжении большей части 2020 г. С учетом возможного ослабления белорусского рубля и ожидаемой инфляции в 5% внутренние инвестиционные возможности в лучшем случае позволят сохранить, но не приумножить ваши сбережения.
Нормативно-правовые итоги года
Дмитрий Красовский, заместитель директора Департамента по предпринимательству Минэкономики посчитал, что в 2019 г. было принято 504 указа и 947 постановлений Совмина.
Второй раз за 10 лет количество указов Президента едва превысило отметку в 500 законодательных актов. Третий раз за 10 лет количество постановлений Совмина не превысило 1000-ного номера. В далеком 2010 г. постановлений Правительства было 1935.
Национальное собрание последнего созыва приняло 270 законов, предыдущий состав – 345, а до них – 334.
Это говорит о том, что правила игры меняются не так часто, как в прошлые годы. Сложно сказать, какой будет статистика за 2020 г., но мы рассчитываем на то, что нормативных правовых актов в текущем году будет еще меньше, а те, которые примут, упростят нам работу и сделают ее понятнее и приятнее. Пусть это и будет нашим новогодним пожеланием на 2020 г.
Автор публикации: Дмитрий НАРИВОНЧИК, финансовый эксперт «ЭГ»
Статья на сайте Экономической газеты:
https://neg.by/novosti/otkrytj/chto-gotovit-nam-gryaduschij-god
Использование материала в полном объеме запрещено без получения предварительного письменного разрешения в электронном виде редакции neg.by. За разрешением обращаться на op@neg.by