Найти тему
Прецедент ТВ

Маргарита Сенькевич: нужна ли обязательная маркировка «Шанель» или «Диор»? Вряд ли…

Правительство РФ определило этапы обязательной маркировки духов и туалетной воды. Производители и импортеры до конца марта 2020 года обязаны зарегистрироваться в системе маркировки, а с октября стартует сама обязательная маркировка парфюмерии отечественного производства и ввозимого в Россию импорта. При этом реализацию немаркированных остатков разрешат до конца сентября 2021 года.

Мы пообщались с председателем Новосибирского областного отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Маргаритой Сенькевич. Публикуем её мнение.

Конечно, внедрение системы тотальной маркировки преследует благие цели, но складывается ощущение, что ими, как это часто бывает, вымощена дорога в определенном направлении… Всех загоняют в обязательную систему маркировки, вне зависимости от того нужна она или нет. 

Итак, одна марка стоит 50 копеек, за исключением группы социально значимых продуктов. Но цена любой товарной позиции увеличится не на 50 копеек. Представьте себе производственную линию, которая выпускает, к примеру, отечественные духи. На нее куда-то надо вклинить процессор, наносящий марки. Как минимум, это перенастройка линии. Необходимо будет обучить и персонал по работе с новым оборудованием, а если оно выйдет из строя? Произойдет полная остановка производства. Кроме того, изменится и складская логистика, потребуется адаптация всех IT процессов. Все это — дополнительные затраты. Соответственно, расходы вырастут для всех, в том числе и для покупателей.   

Самый главный вопрос, уберет ли это нововведение подделки с рынка. На мой взгляд, обязательная маркировка, не решит эту проблему. Ведь кто заинтересован в борьбе с контрафактом? Прежде всего, правообладатели товарных знаков. Но тогда, зачем делать маркировку обязательной для всех? В том числе и для тех, чьи товары не подделывают? Я не слышала, чтобы кто-то фальсифицировал дешевые духи или туалетную воду российских производителей? Во всяком случае, аналитики на этот счет нет. Бренды же, заинтересованные в этом, могли бы присоединиться к системе добровольной маркировки. 

Возникает и вопрос складских остатков, без которых не могут работать ритейлеры. Эти издержки тоже будут включены в цену вопроса, но как это сделать с поправкой на снизившийся покупательский спрос, на фоне не растущих в последние годы доходов.     

Кроме того, когда в 2017 году были приняты  нормативные документы по обязательной маркировке, был выбран единственный оператор, которым является частно-государственным партнерство, у которого все будут обязаны приобретать марки. А где само государство? Если Вы вводите обязательную маркировку, это, по сути, налог. В какие бюджеты будут зачислены эти деньги? На что они пойдут?

Есть еще одна проблема — это импорт. Дистрибьюторы должны будут маркировать продукцию до таможни. Значит, на таможенных складах должно быть поставлено оборудование. Либо производители должны будут установить систему маркировки на своих линиях. Надо ли это «Шанель» или «Диор»? Не факт. И хотя они не уйдут с российского рынка, но в любом случае цена парфюма возрастет. 

Если у вас есть история, которой вы бы хотели поделиться с «Прецедентом», пишите к нам в редакцию через кнопку «Пиши в Прецедент» на главной странице, на почту S.Voronkova@precedent.tv или через мобильные приложения WhatsApp и Telegram на редакционный номер 8 996 543-87-14.