Сильно заболел младший. Из-за температуры 39,5, которую никак не удавалось сбить, пришлось вызвать скорую. Приехали очень быстро. Два врача (две женщины лет 45) «скорой» поставили диагноз (ангина), поставили укол, рассказали как и чего делать, предупредили, что завтра утром придёт педиатр, чтобы ещё раз осмотреть и выписать рецепт для антибиотиков и стали заполнять всевозможные документы. И в процессе очень робко попросили чая или хотя бы воды. Супруга предложила не только чая, но и плюшек-круассанов. Врачи отказывались, но в итоге сдались. «Вы простите, что мы попросили чая, но не успеваем ни перекусить, ни хотя бы чая выпить,» - смущенно говорили они. «А у вас тоже есть нормативы по времени на каждого пациента?», - поинтересовался я. «Конечно. Поэтому вот все бегом-бегом. Но у нас как-то все равно попроще, чем у педиатров в поликлинике.»
И тут я вспомнил разговор с педиатром Михаилом Волковым, которого мы пригласили стать ведущим программы «Детский доктор» на телеканале «Домашний, которую продюсирую. В программу приходят реальные мамы с детьми на приём к врачу со своими болячками. Хронометраж программы ограничен, поэтому времени на каждого героя немного.
«Михаил, я понимаю, что Вам сложно будет за 10-15 минут «принять» пациентку с ребёнком и все разобрать, дать советы, но у нас хронометраж ограничен, нам нужно будет 4 минуты потом из всего этого собрать,» - извиняясь давал наставления Михаилу. И услышал в ответ: «Да не переживайте Вы. Это же всё, как в жизни. У нас в поликлинике на пациента 15 минут, а я за это время должен не только посмотреть, послушать, дать рекомендации, но и всё ещё в компьютер занести. Поэтому приходится все делать параллельно. И слушать пациентов, и тут же заносить все в компьютер». А ведь это дети. Пока разденешь, пока расскажешь, пока осмотрит... И какой передышки между пациентами. Поток, поток, поток.
После этого совсем не удивляет, что у нас такие измотанные врачи, такая нехватка специалистов в больницах по всей стране (даже в Москве). Работу врачей (также как и учителей) настолько забюрократизировали, что скоро все их рабочее время будет уходить на заполнение документов, составления отчетов и т.д. И тогда на реальный осмотр пациента останутся считанные секунды.