Друзья, всем привет!
Прежде чем ответить на ваши вопросы по заявленной теме, хочу рассказать вам мои впечатления о Казани.
Дело в том, что нигде из посещенных мной мест, не наблюдал я такой толерантности, доброжелательности, желания помочь, как в этом древнем городе, название которого переводится с татарского, как Котёл.
Здесь вполне можно увидеть на улицах идущих по улице и весело болтающих между собой мусульманку, одетую по всем законам Шариата, и девушку в мини-юбке. И это здесь никого не удивляет!!!! Пока в городе соблюдается равный баланс русского и татарского населения, думаю, так и будет. Существует здоровое соперничество между русскими и татарами в строительстве культовых сооружений, в учебе и в работе, но это идёт лишь на пользу региону, поскольку конкуренция- двигатель прогресса.
Поэтому, наверняка, только в Казани на одной площади можно наблюдать мирное соседство православной церкви, католической кирхи и мусульманской мечети.
Правда, есть одно маленькое НО! Маленькое, да удаленькое. Это чувашский народ, исконно проживавший на этих землях до прихода татар. Чуваши являют собой остатки некогда великого народа в составе Волжской Булгарии, павшей под ударами татаро-монголов. Кроме того, чуваши- христиане. Конечно, генетическая память даёт себя знать, и чуваши помнят, что некогда земли эти принадлежали им. Но внешне это никак не выражается.
Кстати, чувашей считают потомками некогда пришедших из далёких земель племён воинствующих амазонок ( не поэтому ли Билярское городище носит название горы 12 девушек или 40 девушек.
Где же были мальчики, которые строили тамошнюю крепость и сражались с татаро-монголами? Ну это лишь моё предположение). За эту гипотезу говорят также некоторые слова чувашского языка (например, слово "амазон " по-чувашски обозначает "женщина"!) и женские национальные наряды, напоминающие собой воинские доспехи.
Это теперь они состоят из монеток, а раньше, до завоевания Казани Иваном Грозным и запрета покоренным народам носить оружие, эти монетки были вовсе не монетками, а полноценными металлическими пластинами.
Ох, куда меня унесло.....
Возвращаюсь к нашей истории. Об истории Казани я много писал ранее.
Давайте изучим теперь еврейскую историю города, и дадим ответ на вопрос: при чем тут Лобачевский и мусульманский имам Габдулла?
Еврейская история Татарстана достаточно молода. Первые упоминания о евреях встречаются в архивных документах, начиная с 19 века. Триста лет с даты завоевания Иваном Грозным Казанского и Астраханского ханств (каганатов) о евреях ничего не было слышно. Однако, я думаю, что история еврейства здесь гораздо глубже, просто не сохранились документы. Ведь в 8-10 веках эти территории находились под властью Хазарского каганата- уникального тюркско-еврейского сообщества.
Тем не менее, официально евреи здесь появились в 182....е годы. И обязаны они своим появлением Николаю Первому и введённому им институту кантонистов. Кантонисты- это еврейские, цыганские, польские дети, которых насильно забирали в "суворовское училище" в возрасте с 11 лет, обучали и отправляли на военную службу сроком на 25 лет.
Призывали их с Западных областей Империи, а отправляли служить на Восток, в том числе, и в Казань.
Мало кто знает, что в Казани не было введено черты оседлости, и все евреи, оказавшиеся в этой местности, проживали, где им заблагорассудится вне зависимости от ранга и уровня образования.
Первые кантонисты и дали начало Еврейской общине Казани. Понятно, что многие из них остались жить в Казани, женились на Русских и чувашских девушках, но это лишь добавляло живучести и красоты еврейскому населению и нисколько не портило его.
Ко времени упразднения института кантонистов во времена Александра Второго в Казани насчитывалось более 2000 евреев. Не все были с высшим образованием, но многие из них добились успехов в торговле и ремесленной деятельности.
Большую роль в становлении Еврейской общины Казани сыграл знаменитый учёный Николай Иванович Лобачевский, бывший в те времена ректором Казанского Университета.
Он добивался преподавания в университете иврита, как иностранного языка. Интересно, что на фамильном гербе Лобачевских присутствует Звезда Давида.
К 1890 году в городе существовали два молельных дома: один для ашкеназов, второй- для хасидов. Но синагоги не было.
Она появилась только накануне революции, в 1915 году на месте выкупленного в центре участка земли, где и стоит сейчас по адресу: ул. Профсоюзная, дом 15.
Но прежде, чем продолжить о синагоге, хочу остановиться на погроме 1905 года, который по-ошибке называют еврейским. Погром действительно был, но жертвами в нем выступили не только евреи. 20 октября 1905 года в результате спровоцированной властями Казани в смутное время провокации подняли голову черные силы. В это ужасное время, когда черная сотня кричала «Бей жидов и студентов!», реакция охватила всю страну. Черносотенцы подбивали людей не только истребить жидов и семинаристов, но и вообще всех студентов. Черносотенцы устраивали в городе погромы в магазинах, частных домах. Ураган прошелся по центральным улицам. В молельне в доме Смоленцева били камнями, гирями стекла, дубинками – людей, громили их имущество. Кучки громил врывались в земскую больницу. В ходе казанской смуты, продолжавшейся десять дней октября, было убито и покалечено около полусотни человек.
Возвращаюсь к синагоге. Как я уже писал ранее, построена она в 1915 году. Это произошло во многом, благодаря тому, что за годы Первой Мировой войны еврейское население сильно увеличилось за счёт беженцев с Запада.
Революция 1917 года вроде бы уровняла евреев в правах со всеми религиозными конфессиями, однако, радость была недолгой. В 1929 году стараниями "Воинствующего союза безбожников" синагога была закрыта. В ней размещался дом культуры, дворец пионеров, народный театр... Деятельность общины была окончательно свёрнута в 1937 году, и только Вторая Мировая война дала евреям ещё один шанс. Сталинские послабления религиям в СССР в период войны позволили возродить общину уже в 1947 году.
Казалось бы все было хорошо. Но в 1953 году стараниями Правительства Татарской АССР еврейское религиозное общество было вообще снято с регистрации.
Только развал Союза и смена отношения государственной власти к религиям позволили заново возродить общину. В 1990-е возобновилась деятельность синагоги не только как Дома молитвы, но и как Дома Собраний и Еврейской школы. Она очень нуждалась в реконструкции, и имам-хатыб мечети «Нурулла» Габдулла хазрат Набиуллин был первым, кто пришел и предложил помощь. В 2015 году синагога претерпела капитальный ремонт и выглядит сейчас очень впечатляюще. К сожалению, внутрь мне попасть не удалось, но вот что я выяснил о современной Еврейской жизни Казани.
Здесь существуют Казанская иудейская религиозная община (синагога), Федерация еврейских общин («РЕК»), Молодежный центр «Афифон», воскресная школа, Общинно-благотворительная волонтерская организация «Забота» («Хэсэд Моше»), клезмерский ансамбль «Счастье» («Симха»). Здесь выдают социальную помощь малоимущим, жертвам Холокоста, одиноким, престарелым людям, блокадникам. Кроме этого в Казани работают еврейский детский сад и средняя общеобразовательная школа №12. Школа работает с 1998 года. (школа очень большая, даже не поместилась целиком в кадр).
Чего здесь только нет! «Хесед», Центр для инвалидов и пожилых людей, Молодежный центр, обширная библиотека, музей, воскресная школа, три танцевальных коллектива, художественная студия.
В 2006 году в здании синагоги, на верхнем этаже, был основан Музей истории еврейской общины Казани.
Вот такая история с отвлечениями у меня получилась сегодня.
Всем хорошего дня!!!
Спасибо за исходную информацию Л. Варшавской.
Авторские фото для вас (за исключением исторических)